Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение конструкции транспортного средства 2024 фаркоп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регистрация тягово-сцепного устройства в 2024 году происходит поэтапно, в рамках определенных правил. Для этого следует подать в ГИБДД пакет документов, включающий копию ПТС, сертификат на фаркоп, свидетельство о регистрации авто и заполненное по форме заявление. После этого машина отправляется на техническую экспертизу для определения возможности установки ТСУ.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2024 году?
Регистрировать фаркоп или нет в 2024 году – зависит от наличия разрешающих документов и самого тягово-сцепного устройства. Регистрация ТСУ в ГИБДД не потребуется, если соблюдена совокупность правил:
- установка фаркопа конструктивно предусмотрена фирмой-производителем, и это указано в руководстве по эксплуатации этой модели машины;
- тягово-сцепное устройство обладает сертификатом соответствия и паспортом (инструкцией по монтажу), сертификат можно предоставлять на проверку в виде заверенной копии.
Регистрация фаркопа в ГИБДД обязательна, если:
- установка приспособления конструктивно не предусмотрена заводом-изготовителем;
- документы на фаркоп отсутствуют или не подлежат восстановлению, в этом случае новое оборудование оформляется в ГИБДД, как внесение изменений в автомобильную конструкцию (требования ТР ТС 018/2011 Технического регламента Таможенного союза).
Самовольное крепление устройства на автомобиль является конструктивным изменением и, в момент эксплуатации, может представлять опасность как для водителя, так и для прочих участников дорожного движения. Именно поэтому нужно согласовать установку фаркопа в 2024 году с ГИБДД, а в отдельных случаях провести автотехническую экспертизу.
Правила регистрации фаркопа транспортных средств
Госавтоинспекция не проводит экспертизу, а лишь выдает бланки и направляет по определенному адресу. Если эксперты одобрят заявку, автовладелец получит официальное разрешение на крепление фаркопа. Монтаж рекомендуется провести в автомастерской, где водитель получит на руки документ со списком проведенных манипуляций. После этого машине потребуется повторная экспертиза для проверки ее безопасности вкупе с новым оборудованием.
При положительном исходе водитель получит на руки диагностическую карту. Последний шаг – отнести в техотдел ГИБДД полученные документы, приложив к ним сертификат качества ТСУ и заявление на его регистрацию. Инспектор оценит правильность установки фаркопа и выдаст/не выдаст свидетельство о том, что прикрепленное оборудование соответствует требованиям Техрегламента Таможенного союза.
Фаркоп установлен без разрешения, как поступить
Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.
Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?
Вариантов поведения в такой ситуации несколько:
- Регистрация по новым правилам.
- Демонтаж приспособления.
- Смена машины на новое, уже приспособленное к установке ТС.
Нюансы установки фаркопа
Фаркоп не является универсальным элементом – для каждой модели транспортного средства разработана определенная версия. Крюк может быть прикреплен к раме авто, к корпусу, на болтах или посредством сварки. Иногда модель комплектуется штатным сцепным устройством, в противном случае его всегда можно приобрести на рынке (причем оригинальный и соответствующий вашей модели автомобиля). Но даже если вы решитесь на покупку неоригинального приспособления, необходимо убедиться, что с ним идет сертификат технического соответствия.
После установки фаркопа необходимо смонтировать электрику – на прицепе обязательно должны работать стоп-сигналы и поворотники. Очень удобно, если в комплекте со сцепным устройством идут провода и розетка, хотя их можно приобрести и отдельно. Это значит, что не имеет смысла переплачивать за полный комплект (фаркоп + электрика) – по частям иногда выходит намного дешевле.
Штраф за использование фаркопа без оформления
Дополнительное оборудование на автомобиль обязательно должно грамотно оформляться. Стоит учитывать, что нарушения влекут за собой административную ответственность, она выражается в виде штрафа в размере 500 рублей.
При этом основанием для штрафа может быть отсутствие сертификата, согласования в изменении конструкции, а также фаркоп, установленный без прицепа. Протокол на штраф может быть составлен инспектором ГИБДД при остановке автомобиля для проверки документов или же по иной причине.
Необходимо отметить, что в случае нарушений оформления, а также в ситуации с неисправным или же самодельным фаркопом размер ответственности в виде штрафа не меняется, административное наказание представлено в виде 500 рублей.
Что делать, если планируется купить и установить фаркоп
Чтобы установить фаркоп и в дальнейшем из-за этого не возникло каких-либо разногласий при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД, рекомендуется следовать указанной инструкции:
- Определиться с тем, предусмотрено ли заводом-изготовителем установка такого оборудования на транспортное средство. Обязательно также нужно иметь техническую инструкцию к нему, где четко сформулировано, допускается ли такая модификация. Даже если её автовладелец потерял или не сохранил, то можно использовать скачанное из интернета руководство (с сайта производителя или стороннего ресурса).
- Если установка допускается, то останется только приобрести совместимое крепление (модели также можно уточнить у производителя) и установить его в авторизованном сервисном центре.
- Если установка не предусмотрена концерном, то нужно посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов по авто (ПТС, руководство, квитанция о пошлине) для проведения технической экспертизы.
Можно ли обойтись без регистрации
Требуется ли регистрация фаркопа, зависит от того, была ли изменена конструкция автомобиля при установке оборудования. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011, пункт 77, транспортные средства в таких случаях не подлежат досмотру:
- При монтаже оборудования и компонентов, предназначенных для данного типа транспортного средства, которые были испытаны в составе транспортного средства и имеют подтверждающие документы.
- Установка специфического оборудования и компонентов предусмотрена производителем транспортного средства в соответствии с эксплуатационной документацией автомобиля.
Согласно этому техническому регламенту, если фаркоп установлен на легковом автомобиле, устройство может быть освобождено от регистрации при соблюдении следующих условий:
- Возможность установки фаркопа на автомобиль и использования его с прицепом указана в руководстве пользователя. Большинство автомобилей подходят для таких условий.
- Производитель выпустил декларацию о соответствии техническому регламенту на тягово-сцепное устройство и паспорт изделия, в котором указано, что оно может быть установлено на определенные модели автомобилей.
- Устройство было установлено на транспортное средство в соответствии с инструкциями и без изменения конструкции транспортного средства.
Любое несоблюдение этих условий рассматривается как изменение конструкции транспортного средства, поэтому дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после регистрации в ГИБДД.
Как оформить разрешение на фаркоп на легковой автомобиль
Установить фаркоп на легковой автомобиль проще, если вы приобретете специальный фаркоп. К такому изделию прилагается необходимая документация о соответствии, облегчающая регистрацию.
Если заводской фаркоп не установлен, необходимо снять бампер и изменить конструкцию багажного отделения для размещения фаркопа. Эта манипуляция считается модификацией транспортного средства, поэтому фаркоп должен быть зарегистрирован на легковой автомобиль. В противном случае владелец автомобиля может быть оштрафован.
Также невозможно зарегистрировать подержанный автомобиль без фаркопа.
Документы для регистрации фаркопа
Получив разрешение ГИБДД на установку фаркопа, вы можете обратиться в гараж или выполнить установку самостоятельно. Затем вам потребуется еще один визит в дорожную полицию, где у вас попросят пакет документов:
- диагностическая карта;
- сертификат качества на муфту;
- соглашение о покупке трейлера;
- документы из сервисного центра;
- заключение эксперта;
- заявление о регистрации.
Акт осмотра и диагностическую карту можно получить в лицензированном сервисном центре. Владелец транспортного средства должен также предоставить в регистрационное бюро технические паспорта транспортного средства и прицепа. Если договор на покупку нового фаркопа отсутствует, документ может быть заменен гарантийным сертификатом или подтверждением покупки.
Стоимость фаркопа для легкового автомобиля и перечень необходимых документов лучше всего уточнить в ближайшем отделении ГИБДД В каждом регионе могут действовать свои правила. Вы также можете связать свой автомобиль с Дорожной полицией штата через веб-сайт Gosuslug.
Фаркоп установлен без разрешения, как поступить
Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.
Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?
Вариантов поведения в такой ситуации несколько:
- Регистрация по новым правилам.
- Демонтаж приспособления.
- Смена машины на новое, уже приспособленное к установке ТС.
Порядок для установки фаркопа
Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий:
- определяются с возможностью установки – легковой автомобиль должен быть рассчитан на буксировку прицепа, для тягово-сцепного устройства изготовителем подразумевается специальное место;
- выбирают агрегат у производителя, согласовывая выбор с моделью и маркой автомобиля;
- обращаются к автосервису для монтажа с дальнейшим оформлением бумаг;
- получают документы для установки фаркопа, проходят его регистрацию в ГИБДД.
Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно, если соблюдаются условия:
- установка предусмотрена изготовителем транспортного средства;
- на приспособление имеется паспорт и сертификат, доказывающий правомерность его монтажа;
- устройство монтировано согласно инструкции без внесения изменений в конструкцию автомобиля, то есть сверление, сварка и иные действия не проводились.
Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы:
- заявку на регистрацию, ее форма для заполнения предлагается на месте;
- двустороннюю копию ПТС;
- документы на фаркоп;
- свидетельство о регистрации легкового автомобиля.
Должен ли я демонтировать установленные узлы и агрегаты?
Можно не торопиться. Нам дали некое подобие переходного периода. ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» сможет применяться с 1 июля 2021 года. А до этого времени нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений.
Проще говоря, у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.
«Решение о том, проводить ли демонтаж установленных на автомобиль узлов и агрегатов, следует принимать в соответствии с конкретным случаем. Для понимания того, приведет ли доработка конструкции автомобиля к административной ответственности и стоит ли заблаговременно провести демонтаж детали, достаточно изучить приложение „А“ к ГОСТу 33670–2015, которое занимает не один десяток страниц и состоит из нескольких таблиц, а также техническую документацию на свой автомобиль и установленное оборудование», — советует Михаил Тарасов.
Если у вашей машины стоит особый бампер или фаркоп, то доказать их неправомерность до 1 июля 2021 года инспектор ГИБДД без дополнительных постановлений правительства (которых пока нет) не может.
Та же ситуация сложилась с тонировкой — без замеров об ее чрезмерности говорить нельзя, а для замеров должны быть соблюдены определенные условия (например, в темное время суток замеры не проводятся).
Адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Интеллект. Конструктивность. Альтернативность» Михаил Тарасов:
— Формулировка «единичное ТС» указывает на то, что отход от уточнения в виде формулировки «тип транспортного средства» — не просто забывчивость, как на то указали многие эксперты и журналисты, а попытка регулирования тюнинга на каждый автомобиль и преследование определенных целей. Разбираться, чем же это продиктовано (желанием извлечь процедурой согласования изменений конструкции автомобиля экономическую выгоду для государства либо же реальным стремлением уменьшить количество ДТП с участием доработанных автомобилей и стремлением сохранить больше жизней на дорогах), невозможно по одной простой причине — отдельного учета фактов смертельных ДТП с участием тюнингованных авто в действующей системе правовой статистики учета преступности в России не существует.
- О других ограничениях техрегламента для автомобилистов читайте здесь.
- Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram , Вконтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен
Как избежать штрафа за фаркоп на легковом автомобиле
Чтобы не получать штрафы (а их можно получать неоднократно) за установку фаркопа на легковой автомобиль, вам следует:
- Убедиться, что на вашем авто вообще можно использовать фаркоп. Обычно в документации на машину указывается двойная грузоподъемность: в обычном виде и с прицепом. Если второй цифры нет, присоединение прицепа не предусмотрено конструкцией авто. Однако для большинства современных машин такая возможность предусмотрена, и на днище авто имеются заводские отверстия для крепления фаркопа, даже если сам фаркоп по комплектации не проходит.
- Использовать «родной» крюк. В документах обычно пишется, для каких моделей сертифицирован конкретный механизм. Это называется сертификат соответствия. В идеале такой документ нужно возить с собой.
- Соблюдать правила использования фаркопа. То есть либо купить съемный крюк и снимать его, когда вы не транспортируете прицеп, либо сразу приобрести компактный фаркоп, который не будет выходить за пределы авто.
Если вдруг так вышло, что используемый фаркоп несъемный (приваренный) и он оказался несертифицированным для вашего легкового автомобиля, можно попытаться зарегистрировать его в ГИБДД. Возможно, вам потребуется пройти экспертизу, которая докажет, что те изменения, которые вы внесли в конструкцию своего транспортного средства, являются допустимыми и безопасными. Это позволит легализовать фаркоп и избежать штрафов за его установку.
Кстати, иногда штрафа за фаркоп можно избежать, если вам попадется добрый инспектор. Вы можете сказать ему, что как раз сегодня или завтра планируете официально зарегистрировать новое оборудование. Или что вообще не знали, что нарушаете закон, и постараетесь поскорее исправить ошибку. Есть вероятность, что инспектор пойдет вам на уступку, не станет выписывать штраф.
Когда фаркоп требует регистрации
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в в 2021 году, зависит от конструкции легкого автомобиля. Регистрировать фаркоп не придётся в следующих случаях:
- его поставили на заводе, т.е. изменения в конструкцию автомобиля внесены самим производителем. В этом случае при покупке автомобиля владелец получит все необходимые документы на фаркоп. Дополнительно регистрировать ничего не требуется;
- он установлен в качестве дополнительного оборудования в автосалоне. В этом случае все необходимые документы также передадут новому владельцу машины.
Не на каждый автомобиль можно поставить фаркоп как дополнительное оборудование. Для этого должны быть соблюдены два условия. Они следующие:
- в заводской документации предусмотрена установка фаркопа. Данная информация, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации, которое прилагается к каждой новой машине.
- сам фаркоп предназначен для установки на конкретную модель автомобиля, что подтверждается документами производителя. А также прошёл оценку соответствия.
Если два вышеуказанных условия выполнены, то ответ на вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп для легковых автомобилей в ГИБДД, отрицательный. Необходимые документы будут у владельца без прохождения дополнительных процедур. Это:
- эксплуатационное руководство для транспортного средства;
- документы на фаркоп, которые случат подтверждением того, что устройство предназначено для конкретной модели транспортного средства;
- сертификат соответствия на фаркоп.