Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подоходный налог в 2024 году изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таблица налогов с заработной платы в 2024 году. Из нее можно узнать, сколько работодатель перечисляет каждый месяц, какие минимальные и максимальные суммы, и сколько, в конечном итоге, идет в региональный и федеральный бюджет.
Изменится форма отчета 6-ндфл
Утвердили форму расчета 6-ндфл, порядок ее заполнения, а также справки о полученных доходах и удержанных суммах налога. Изменения применяются, начиная с представления расчета 6-ндфл за 1 квартал 2024 года.
Из расчета 6-ндфл также исключены отдельные сроки, не влияющие на расчет налога:
-
сумма дохода, исчисленная в виде дивидендов.
-
сумма, начисленная по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Удержанный налог в разделе 2 надо будет указывать на одной суммой, а разбивать ее на 4 части.
Сумма налога из строки 160 будет указана, в том числе по строкам:
-
161 — с 1 по 22 число 1-го месяца
-
162 — с 23 по 22 число 2-го месяца
-
163 — с 23 по 22 число 3-го месяца
-
164 — с 23 числа по последнее число 3-го месяца.
Особенности расчета НДФЛ с 2024 года
Начиная с 2024 года НДФЛ по прогрессивной ставке 15 % рассчитывается исходя из совокупного дохода, полученного по всем налоговым базам, а не по каждой в отдельности.
Исключение – доходы в виде дивидендов (п. 2, 3 ст. 214 Налогового кодекса). По ним налоговую базу по-прежнему определяют отдельно. То есть, если в совокупности общая сумма зарплаты и дивидендов за год превысит 5 млн руб., но каждый из этих видов дохода менее 5 млн руб., то НДФЛ рассчитают по ставке 13%.
В отношении большей части доходов резидентов с 2021 года применяется прогрессивная шкала ставок при обложении НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ). Напомним, предусмотрены следующие ставки НДФЛ:
-
13 % — с суммы доходов в пределах 5 млн руб. за налоговый период (год);
-
15 % — с суммы доходов, превышающих 5 млн руб. за налоговый период (год).
Эти ставки применяются, в частности, к следующим доходам резидентов:
-
доходы от долевого участия (исчисляются с учетом вычетов по пп. 2.5 п. 2 ст. 220 НК РФ);
-
доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей (с учетом ст. 214.7 НК РФ);
-
доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счете (с учетом статьи 214.9 НК РФ и инвестиционных вычетов по статье 219.1 НК РФ);
-
доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
-
иные доходы резидентов, включая доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам, облагаемые по ставке 13 (15) %. Эти доходы названы основной налоговой базой. При ее расчете учитываются стандартные по статье 218 НК РФ, социальные по статье 219 НК РФ, имущественные по статье 220 НК РФ и профессиональные вычеты по статье 221 НК РФ, на которые налогоплательщик имеет право, и др.
Взносы – косвенные налоги. Нельзя считать их прямыми, потому что они связаны с пенсиями и медицинским страхованием. В платежках о них ни слова, поэтому большинство людей не знают, сколько реально заплатит работодатель с их зарплаты.
В пенсионный фонд – 22%. Они начисляются на номинальную зп до вычета 13%. При достижении предельной величины – 10%. Из этого пенсионного фонда формируется текущий баланс ПФР.
Фактически, за сегодняшних пенсионеров платят рабочие. Государство в 90-ые и 00-ые потратило накопления, и теперь приходится как-то выкручиваться.
Обязательное медицинское страхование – 5,1% вне зависимости от величины. Тратится на спонсирование поликлиник и больниц. Вся система здравоохранения строится на этих суммах и дополнительных вливаниях из федерального бюджета.
Страховые – компенсации, в случае возникновения травм на производстве. 2,9 по стандартной схеме и 1,8 после лимита. Из этого фонда потом тратят деньги на выплаты беременным.
Предельная величина взносов – 2 120 000 рублей. Пока суммы не достигают этой суммы, платят стандартные проценты. Как только показатель по всем взносам превышен, на весь период до конца года начинают использовать льготные коэффициенты.
Сколько денег можно вернуть за лечение и покупку лекарств
Инна Святенко обратила внимание, что на обсуждении также стоит вопрос увеличения размера социального вычета на приобретение медикаментов.
«Будет увеличен предельный размер социального вычета на собственное обучение, приобретение медикаментов, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование — до 150 тысяч, максимальный вычет составит 19 500 рублей» — объяснила она.
13% расходов можно вернуть за лекарства, назначенные врачом, диагностику и лечение при оказании скорой медицинской помощи, за реабилитацию в стационарных медицинских учреждениях, за медэкспертизы и за услуги, оказанные в поликлиниках и санаториях.
По дорогостоящим видам лечения сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов, без учета указанного ограничения.
Прогрессивная ставка налога на прибыль — 25%
Для белорусских организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь), у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысила 25 млн рублей, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 25% в течение всего налогового периода.
Примечание
Напоминаем, что налоговый период — это год, а значит, судя по всему, налог нужно будет пересчитать по повышенной ставке с начала года, даже если превышение возникло в конце года.
Прибыль, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров, ранее облагалась налогом на прибыль по ставке 5%. Сейчас ставка будет заменена на 10%.
Прибыль, полученная от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего возраста, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 5%.
В статьях 240 и 241 НК изменены размеры базы для расчета земельного налога и увеличены ставки.
Пример: ставка земельного налога на участки, по которым в качестве налоговой базы применяется площадь участка (в частности для жилой усадебной зоны), установлена в размере 31,58 тыс. бел руб. за гектар в 2024 году против 29,38 тыс. бел руб. за гектар в 2023-м.
Приостановлена до 1 января 2027 года льгота по земельному налогу на участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставляемые для строительства, реконструкции таких объектов основных средств.
Упрощенная система налогообложения
Перейти на применение упрощенной системы налогообложения вправе организации, у которых валовая выручка с нарастающим итогом за первые девять месяцев года составляет не более 1 733 440 белорусских рублей.
Применение плательщиками упрощенной системы прекращается с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором валовая выручка организации нарастающим итогом в течение календарного года превысила 2 311 250 белорусских рублей.
Важно!
Организации, являвшиеся в 2023 году плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, валовая выручка которых нарастающим итогом за 2023 год превысила 2 150 000 белорусских рублей, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2024 году (независимо от изменений, вносимых в подпункт 6.4 пункта 6 статьи 327 НК).
А организации, валовая выручка которых нарастающим итогом за девять месяцев 2023 года превысила 1 612 500 белорусских рублей, не вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2024 года (независимо от изменений, вносимых в часть первую пункта 2 статьи 327 НК).
В статье 209 НК традиционно проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов:
Вид стандартного налогового вычета |
Налоговый вычет, белорусских рублей |
|
2023 |
2024 |
|
в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК) в сумме, не превышающей доход в месяц |
156 |
174 |
944 |
1054 |
|
в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
46 |
51 |
предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю – в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
87 |
96 |
предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
87 |
97 |
некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, “афганцам”, отдельным категориям “чернобыльцев” и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК) |
220 |
246 |
для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) (подп. 1.4 п. 1 ст. 209 НК) |
620 |
Прогноз изменения налоговой нагрузки на работодателей
В связи с изменением ставок подоходного налога с заработной платы в 2024 году, ожидается значительное влияние на налоговую нагрузку, которую несут работодатели. Эти изменения могут повлиять на финансовое положение предприятий и организаций, а также на трудоустройство и заработные платы сотрудников.
По прогнозам экспертов, введение новых ставок налогообложения приведет к увеличению налоговых расходов работодателей. Предприятия и организации будут вынуждены затратить больше средств на выплаты заработных плат, учитывая увеличение налоговых ставок.
Кроме того, изменение налоговой нагрузки может повлиять на стратегию найма персонала и распределение финансовых ресурсов компании. Предприятия могут отказаться от некоторых расходов и сократить штат сотрудников, чтобы снизить налоговые платежи.
Будущие изменения налоговой политики также могут повлиять на заработные платы работников. Увеличение налоговых расходов для работодателей может привести к снижению заработной платы сотрудников или замораживанию повышения зарплат в некоторых организациях.
Следует отметить, что точные последствия изменений налоговой нагрузки на работодателей будут зависеть от многих факторов, таких как отрасль, в которой действует предприятие, и размер его доходов. Компании должны быть готовы к переменам в налоговой политике и принять соответствующие меры для минимизации негативных последствий на их финансовую устойчивость и возможности трудоустройства сотрудников.
Изменения в законодательстве о подоходном налоге
Согласно новым правилам, ставка подоходного налога для физических лиц составит 13%. Это означает, что все доходы граждан будут облагаться налогом в этом размере. Однако, ставка может быть изменена в зависимости от уровня доходов и семейного положения налогоплательщика.
Для некоторых категорий граждан предусмотрена более низкая ставка подоходного налога. Например, для малоимущих граждан с доходами ниже минимального прожиточного уровня, ставка будет составлять 5%. Также для семейных пар, имеющих детей до 18 лет, ставка подоходного налога будет снижена на 2%.
Одним из важных изменений стало введение нового порядка исчисления налога — налог будет исчисляться автоматически на основе информации, предоставленной работодателем или партнером по договору купли-продажи. Это повышает прозрачность и предотвращает возможные налоговые уклонения.
Кроме того, с 2024 года вступает в силу новый механизм налоговых вычетов. Теперь налогоплательщики смогут получать вычеты не только по стандартным категориям, таким как образование, медицинские расходы и пожертвования, но и в зависимости от индивидуальных обстоятельств и нужд.
Изменения в законодательстве о подоходном налоге рассчитаны на снижение пространства для налоговых махинаций и повышение распределительной справедливости. Это поможет снизить налоговую нагрузку на наименее обеспеченных граждан и обеспечит более эффективную работу налоговой системы в целом.
Вычеты и льготы при уплате подоходного налога
При уплате подоходного налога физическими лицами в 2024 году предусмотрены определенные вычеты и льготы, которые позволяют снизить сумму налоговых платежей.
- Социальные вычеты: в зависимости от семейного положения, налогоплательщик может претендовать на различные социальные вычеты. Например, вычеты на детей, вычеты на обучение, вычеты на лечение и медицинские услуги и др. Сумма вычетов устанавливается законодательством и может быть изменена каждый год.
- Вычеты на ипотеку: при наличии ипотечного кредита на покупку жилья или строительство собственного жилья, налогоплательщик может получить вычеты на проценты по ипотечному кредиту. Размер вычета зависит от суммы ипотечного кредита и размера процентной ставки.
- Вычеты на пенсионные накопления: налогоплательщики, вносящие добровольные пенсионные взносы, имеют право на вычеты по этим взносам. Вычеты рассчитываются исходя из суммы взносов и максимального размера вычета, установленного законодательством.
- Вычеты на благотворительность: при пожертвованиях на благотворительные цели, налогоплательщик может получить вычеты на сумму пожертвований. Сумма вычета ограничена законом и не может превышать определенного процента от общего дохода.
Данные вычеты и льготы облегчают налоговое бремя для физических лиц и позволяют им сократить сумму к уплате подоходного налога в 2024 году. Однако, для использования вычетов и льгот, необходимо выполнение определенных условий и предоставление соответствующих документов при заполнении налоговой декларации.
Возможные последствия повышения ставки НДФЛ
Повышение ставки НДФЛ может привести к ряду последствий, которые затронут различные сферы жизни граждан и бизнеса. Рассмотрим наиболее вероятные и значимые последствия:
1. Увеличение налоговых платежей для граждан. Повышение ставки НДФЛ означает, что налоговую нагрузку на население будет увеличено. Граждане, получающие доходы свыше установленного порога, будут вынуждены платить большую сумму налога, что может снизить их доступный доход и ухудшить финансовое положение.
2. Снижение стимула к инвестициям и предпринимательской активности. Бизнесмены и инвесторы могут столкнуться с увеличением налоговых расходов, что может снизить интерес к инвестициям и развитию предпринимательской деятельности. Это может привести к замедлению экономического роста и уменьшению конкурентоспособности страны.
3. Сокращение потребительского спроса. Увеличение налоговых платежей для граждан может снизить их доступный доход и, как следствие, уменьшить уровень потребительского спроса. Это может отразиться на различных сферах экономики, таких как торговля, услуги и производство, и вызвать снижение объемов продаж и потребления.
4. Увеличение неравенства в обществе. Повышение ставки НДФЛ может привести к увеличению разрыва между богатыми и бедными гражданами. Увеличение налоговой нагрузки на население может оказать более значительное влияние на людей с низким уровнем доходов, что может усугубить социальное и экономическое неравенство.
В целом, повышение ставки НДФЛ может иметь серьезные последствия для граждан и экономики страны. Поэтому необходимо внимательно анализировать и обдумывать все возможные последствия перед принятием таких решений, чтобы минимизировать негативные эффекты.