Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации порядок назначения и полномочия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности. То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.
Как обратиться к уполномоченному при Президенте по правам ребенка?
Право на обращение граждан к УППР подтверждено статьей 33 Конституции России. Сообщить омбудсмену о нарушении прав в отношении несовершеннолетнего лица можно несколькими способами.
Сложность в защите детских прав связана с тем, что нарушения в этой сфере носят системный характер. Законодатель принял усиленные меры для решения данной проблемы. Однако возникает необходимость принятия дополнительных ресурсов. Институт Уполномоченного по правам ребенка является одной из самых молодых организаций по защите детских интересов в стране. Какие функции выполняет омбудсмен, и на какую реальную помощь могут рассчитывать несовершеннолетние?
Мировое сообщество пришло к мнению, что дети нуждаются в особой защите, далеко не сразу. Только в 1946 году был создан Детский фонд ООН, впервые заявивший о том, что несовершеннолетние должны быть выделены в отдельную категорию граждан, нуждающихся в особом внимании со стороны государственных органов и дополнительной защите.
В 1990 году СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. Это стало первым шагом к появлению перечня прав и обязанностей несовершеннолетних, существующих в настоящее время. Для контроля над соблюдением детских интересов на международном уровне, был образован Комитет по правам ребенка.
Каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию, учредила должность омбудсмена. В Российской Федерации – это Уполномоченный по правам ребенка. Этот специалист не входит в систему государственных органов. При этом в настоящее время сформирована иерархичная структура омбудсменов РФ. Ее возглавляет Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. В каждом субъекте учреждается региональная должность.
Важно! В последнее время каждая школа вводит специалиста по защите детских прав в образовательном учреждении.
- 2012 – приз зрительских симпатий на III Международном фестивале социальных технологий «За жизнь»
- 2014 – членство в Общероссийском народном фронте в Пензе
- 2014 – памятная медаль «В память о 700-летии со дня рождения преподобного Сергия Радонежского»
- 2015 – должность исполнительного директора Всероссийской ассоциации организаций по защите семьи
- 2016 — должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка
- 2016 – нагрудный знак «За благие дела» III степени Пензенской епархии Русской православной церкви
- 2017 – памятный знак «За заслуги в развитии города Пензы»
- 2017 – медаль «За содействие» Следственного комитета Российской Федерации
О трудностях во время пандемии
— Сложно было после вступления в должность почти сразу столкнуться с пандемией?
— Я в январе вступила, а началось в марте. Сложность в том, что я не могла по тяжёлым случаям выехать в семью или в учреждения. Когда у нас началась история с дистантом, я понимала, что организацию процесса необходимо держать на контроле. Всё прошло в итоге удачно, но путь к этому у каждого образовательного учреждения был свой. Были и такие дни, когда система МЭШ (Московская электронная школа. — RT) не выдерживала и зависала. Мы, конечно, благодарны производителям коммерческих образовательных платформ, которые предоставили доступ бесплатно на период пандемии. Но с платформами была неразбериха, всплывал нежелательный контент. И учителя, и дети немного терялись. И мы сформировали предложения к московской системе образования, касающиеся организации дистанционного обучения, которые включали в себя также разработку единой платформы на российском ПО. Я как вижу? Когда ребёнок ходит в школу физически, то прикладывает на входе карточку и понимает: в этой школе направо пойдёшь — кабинет физики, налево — кабинет химии, там спортзал, там столовка, там директор сидит. По этому же принципу должен быть организован и дистант: один пароль и понятный дизайн.
— Как вы относитесь к обсуждениям того, что грядёт разделение: дистанционное обучение — для бедных, а элитные школы дистанционно учиться никогда не будут?
— Никогда так не будет. В нашей стране обучение всегда будет оффлайн — даже президент уже об этом говорил.
Дистанционное обучение, конечно, имеет право на существование. Некоторым оно необходимо. У меня сын — профессиональный спортсмен. Вот если бы в его школьные годы было дистанционное образование, он бы смог нормально учиться, а не урывками. Есть дети, которые очень рано профессионально определились. Это юные спортсмены, музыканты. Им достаточно общеобразовательного курса на дистанте, который никак не повлияет ни на спортивный график, ни на гастрольный.
Стало также ясно, что дистант совершенно не подходит детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, с расстройствами аутичного спектра, которые работают только глаза в глаза с дефектологами, логопедами, психологами. Эти дети оказались наедине с родителями. Их в школе не только социализируют, но и вводят в систему работы. Сейчас мы думаем о том, как решить эту проблему.
— Остальное всё работает?
— Остальное работает. Многие родители просто не понимали, как правильно жить по режиму. Обычно как? Подъём, ребёнка покормили — и в школу. Вот он и режим. На удалёнке это не работает. Подъём нужен независимо от того, что урок начинается в девять. Необходимо вставать в семь тридцать, зарядка, завтрак, уроки… С одной стороны, пандемия — это плохо, с другой — она выявила роль школы и учителя в каждодневной жизни семьи. Заставила родителей больше уважать учителей, их труд. Вынужденный карантин не только высветил проблемы, но и очеловечил нас. Мы поняли, что у нас есть тыл — наша семья, о чём мы в суете стали забывать.
— В связи с нынешней волной COVID-19 не все родители успели сделать обязательные прививки детям и теперь боятся санкций. Что посоветуете?
— В законе нет никаких санкций. С другой стороны, есть социальная ответственность всех людей в условиях пандемии. Исходя из этих постулатов и нужно действовать.
— Сегодня обсуждают регламентацию родительских чатов (только в определённых мессенджерах и только с участием школьных психологов). Насколько это актуальная мера и будет ли она способствовать оздоровлению общения в школах?
— Родительские чаты — это дело родителей. Модерировать их должны сами родители, возможно, родительский комитет. Что касается участия в них представителей образовательной организации — это вопрос корпоративной политики и этики организации. Регламенты, на мой взгляд, простые и понятные: взаимодействие участников должно происходить в рамках закона.
— А куда ребёнок мог бы пойти в трудной ситуации в семье? В какие-то приюты?
— У нас есть такие приюты. В Алтуфьеве, например. Большой и очень хороший приют.
Также по теме
Жившую с рождения в московской клинике девочку забрали из медцентра
Девочку, которая с рождения жила в перинатальном центре в Москве, забрали из медучреждения. Об этом сообщила детский омбудсмен столицы…
— И как дети туда попадают?
— Каждого ребёнка окружают важные взрослые. И это не только его родители. Большую часть своего времени ребёнок проводит в образовательном учреждении
И, как правило, о сложной жизненной ситуации, в которую попал ребёнок, мы узнаём через важного взрослого из сферы образования. Это может быть не только классный руководитель, но и школьный психолог, социальный педагог или педагог допобразования
— Работа классного руководителя включает в себя какой-то контроль за семейной ситуацией?
— Она включает в себя многое, но единого регламента взаимодействия всех классных руководителей с органами опеки и попечительства, КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. — RT), другими социальными институтами не существует. Обычно учителя просто берут на себя ответственность и занимаются ребёнком так, как им подсказывает их опыт.
— А может, и хорошо, что регламента нет, что всё решается по-человечески?
— Одно дело, когда это твоя обязанность, а другое дело — твоё желание. Один пример приведу. Первое сентября, дети приходят в первый раз в дошкольное учреждение. Детям по четыре года — мальчик и девочка. Это первый их день в детском саду. Сад работает до семи. В восемь вечера мне звонит ответственная за детей и говорит: «Ольга Владимировна, двоих детей не забрали. Мама не берёт трубку. Что делать?» Регламент есть: вызвать полицию, отдать ей детей и отвезти в приют! Четырёхлетних детей. В первый день, как они пошли в сад. Мы забрали малышей домой и стали искать маму. Она нашлась в полчетвёртого утра. Не пьяная, но видно, что пьющая. А дети, кстати, даже не заволновались, когда их привезли в чужой дом, — просто поели и спать легли. Значит, часто бывают в такой ситуации. Нужен регламент, который бы позволил школе сообщать социальной системе города о том, что ребёнок в беде.
— А почему не было регламентов до этого? Руки не доходили?
— У нас много социальных институтов, которые работают с детьми. Но они занимаются каждый своим делом. Должна быть точка сборки. Вот может ребёнок пройти мимо медучреждения? Думаете, нет? А очень часто такое бывает. Например, у вас есть семейный доктор, поэтому вы не ставите ребёнка ни на какой учёт в поликлинике. Всё, он прошёл мимо государственных медиков. А мимо образования не проходит ни один ребёнок. Даже если вы находитесь на семейном образовании, вы обязаны прийти в школу и написать заявление. Поэтому роль образования невероятно важна. В законе написано, что вы обязаны ребёнка отдать в школу. Там не написано, что вы обязаны его прививать, прикреплять обязательно к государственной поликлинике, — это право. А образование — это обязанность. Поэтому такая система сейчас создаётся на базе Московской электронной школы. Появилось специальное приложение «Классный помощник». Оно проходит апробацию в пилотных школах.
Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка
Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.
Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.
Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:
- представители в регионах на постоянной или временной основе;
- эксперты, консультанты в различных областях;
- состав рабочих групп.
Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.
Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.
Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России
Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.
В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:
- Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
- Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
- При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
- При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.
Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.
Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.
Общественная деятельность Анны Кузнецовой
общественную организацию
Большое интервью с Анной Кузнецовой: основные направления деятельности
Через два года при ее участии был создан некоммерческий Фонд по поддержке семьи, материнства и детства «Покров». В начале работа организации заключалась в моральной поддержке женщин, потом была найдена возможность оказывать нуждающимся семьям помощь продуктами и лекарствами. Следующим шагом стало открытие службы доверия, куда мог позвонить любой, кому нужна была помощь и доброе участие.
Вскоре Фонд открыл приют для женщин, которые остались без дома. Также сотрудники Фонда искали средства для лечения тяжелобольных детей, оказывали помощь детям из неблагополучных семей и семей с небольшим достатком. Также сотрудники помогали найти новую семью брошенным детям. В 2016 году Фонд был удостоен президентского гранта.
Зимой 2011 года при поддержке Кузнецовой была основана «Служба доверия для беременных». Эта организация предоставляла психологическую и юридическую помощь беременным женщинам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. В рамках службы доверия также оказывалась помощь малообеспеченным семьям.
Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности
Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности детского омбудсмена после общественного резонанса
Астахов позволил себе неосторожное высказывание в адрес детей, выживших в катастрофе 2016 года. Его слова подвергли критике, после чего Павел Алексеевич вынужден был подать в отставку
Но какими должны быть условия для внешнего увольнения детского омбудсмена? Все нормы прописаны в президентском указе:
- неисполнение или неверное исполнение своих обязанностей;
- признание лица недееспособным;
- утрата российского гражданства или получение иностранного гражданства;
- утрата способности выполнять свои должностные обязательства;
- совершение аморального поступка;
- исчезновение или смерть детского омбудсмена.
Таким образом, причин для снятия уполномоченного с должности предостаточно.
Права института уполномоченного по правам ребенка
Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:
- Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
- Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
- Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
- Защищать права детей в судебной инстанции;
- Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
- Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
- Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
- Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
- Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
- Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
- Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
- Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
- Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
Политика и правозащитная деятельность
В 2008 году Анна Кузнецова официально зарегистрировала общественную организацию «Благовест», хотя фактическую помощь людям осуществляла и раньше. С 2011-го женщина руководила областным фондом поддержки семьи, материнства и детства «Покров», в 2014-м вступила в Общероссийский народный фронт, занимала пост председателя регионального пензенского отделения Всероссийского общественного движения «Матери России».
Результаты работы Анны Юрьевны говорят сами за себя. Была внедрена программа по сокращению количества абортов, широко пропагандируются традиционные семейные устои, действуют программы помощи малообеспеченным семьям, детям-сиротам и инвалидам. В результате только за последние несколько лет такого труда сохранена жизнь примерно двум сотням детей, матери которых изначально собирались прерывать беременность.
В декабре 2019 года омбудсмен рассказала в интервью журналистам о своем отрицательном заключении на закон о домашнем насилии, так как нормы документа не соответствуют конституции Российской Федерации. Он во многих пунктах дублирует нормы других законов. Нужен ли такой несовершенный законодательный документ, стоит подумать, констатировала Кузнецова.
«Законодательная шапка»
В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.
«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».
Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств.
Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам.
Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.
Функции института уполномоченного по правам ребенка в России
Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.
Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:
- Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
- Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
- Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
- Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
- Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
- Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
- Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
- Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.
Кто является уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации и чем он занимается?
Уполномоченный по правам ребенка (УППР) – должностное лицо, которое прежде всего руководствуется интересами детей и при необходимости принимает меры, защищая права ребенка. Данная должность существует более чем в шестидесяти странах мира.
Кто же такой уполномоченный по правах человека и ребенка, какие обязанности на него возложены и как к нему обратиться обычным гражданам? Куда обращаться гражданам, если права несовершеннолетнего были нарушены, как написать обращение и где найти адрес комитета?
С рождения дети становятся гражданами Российской Федерации и имеют определенные права. В силу возраста маленькие граждане не могут защитить и обеспечить себя самостоятельно, ответственность лежит на их родителях и законных представителях. Законодательные акты, направленные на защиту несовершеннолетнего: Конституция России, федеральные законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», статьи Семейного кодекса, международная «Конвенция о правах ребенка» (рекомендуем прочитать: права и свободы детей в России).
Детьми считаются лица, которые не достигли совершеннолетия. Помимо основных прав граждан РФ законодательством предусмотрен ряд особых «детских» прав. Права, которыми владеет ребенок с момента рождения, представлены в таблице.
Защита детских интересов в первую очередь возложена на родителей. Если матери с отцом у малыша нет или они не выполняют свои родительские обязанности, его интересы защищают:
- органы опеки и попечительства (при департаментах образования);
- отделы полиции;
- прокуратура;
- комитет по защите прав ребенка (комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.);
- судебный аппарат.
Помимо комитета и прочих указанных структур особая роль отведена уполномоченному. При этом УППР определяется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Должностное лицо выбирает и назначает президент. Первым стал Алексей Головань, в 2009 году был назначен Павел Астахов. В сентябре 2016 года Астахова заменила Анна Кузнецова.