Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно отложить судебное заседание по делу об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Адвокаты являются специалистами в сфере права и оказывают квалифицированную юридическую помощь гражданам. Одной из задач адвокатов является оформление ходатайства об отложении рассмотрения дела и вынесении постановления об административном правонарушении.
Оформление ходатайства: как правильно подготовить и написать
Ходатайство – это письменное обращение стороны к суду с просьбой принять определенные меры или решить конкретные вопросы в ходе рассмотрения дела. В случае административного правонарушения, подача ходатайства является обязательной процедурой, которую необходимо выполнить в установленные сроки и с соблюдением определенных правил.
Для подачи ходатайства об отложении рассмотрения дела и вынесении постановления по административному правонарушению вам понадобится следующая информация:
- Основания для подачи ходатайства. В соответствии со статьей 152 КАс, судом может быть принято решение о отложении рассмотрения дела в следующих случаях: по просьбе лица, явившегося по вызову суда и описавшего причины, мешающие участию в заседании; если отсутствует представитель лица, которое должно быть привлечено к участию в деле; если одно из лиц, участвующих в деле, явно опаздывает; в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
- Сроки подачи ходатайства. Ходатайство следует подать до начала рассмотрения дела судом, а именно до его заседания. Также возможно подать ходатайство на самом заседании, до объявления порядка его рассмотрения.
- Подготовка ходатайства. Ходатайство должно быть составлено в письменной форме и адресовано суду, рассматривающему дело. В нем необходимо четко описать основания, по которым проситесь отложить рассмотрение дела и вынести постановление.
- Написание ходатайства. При написании ходатайства следует использовать четкий и лаконичный стиль изложения, давая все необходимые подробности и обоснования своей просьбы. Также важно указать основания, на которых вы считаете свою просьбу обоснованной.
- Образец ходатайства. Для облегчения процесса написания ходатайства можно использовать образцы, которые доступны в сети Интернет или в специализированных литературных изданиях.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении
Варианты, когда, например, генеральный директор, представляющий компанию, приносит больничный для обоснования невозможности своего присутствия в суде, вообще не проходит в арбитражном суде, позиция которого такова, что юридическое лицо априори имеет достаточный кадровый потенциал и не должен прекращать свою деятельность (в том числе отстаивать свои интересы в суде) в случае болезни руководителя. Проблемы возникают и там, и там. В первом случае подсудимый оказывается как бы в более выгодном положении, так как может выбрать модель поведения, направленную на затягивание процесса (ходатайства, объяснения и т.п.). Однако этим же может злоупотреблять и истец (например, понимая, что дело проиграно, тем не менее затягивать его в ожидании какого-то чуда). Во втором случае все еще сложнее.
Такое поведение истца привело к невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и дальнейшему затягиванию судебного разбирательства. В результате суд частично удовлетворил иск (для этого были основания), но возложил судебные расходы на истца (постановление Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2018 по делу № А31-2254/2018 ).
При этом стоит учитывать тот факт, что согласно требованиям статьи 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления в суд. заявления в суд. Таким образом, суд ограничен указанным выше двухмесячным сроком.
Необычные причины переводов и специальные приемы
В феврале был суд по административному делу по статье 6.1.1, мировой судья наложил штраф в Московской области, я решил его обжаловать, городской суд решение суда отменил, так как нашел ряд несоответствий нарушений и требуется провести следственные проверки, и вернуть его в мировой суд для нового рассмотрения судом. Все происходит в МО.
Во втором случае еще сложнее. Здесь суд может как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении иска, без учета доводов сторон о необходимости дачи пояснений. Условно говоря, когда судье сразу все понятно.
По истечении указанного срока в отношении сетевой организации не может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которое в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В отличие от ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, КАС РФ не упоминает о возможности отложения рассмотрения дела по заявлению обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации, поскольку Федеральным законом от 27 июля 2010 г.
Просто напишите заявление о том, что вы, являясь ответчиком по данному административному делу, прописаны по адресу, не подведомственному данному суду. Это основание также является обязательным для удовлетворения заявления, если только дело не касается об оспаривании прав на земельный участок, кредиторов наследодателя или транспорта и других случаях.
Основанием для подачи заявлений также может быть санитарно-эпидемиологическая ситуация на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Просто приходите в назначенный день, и когда судья спросит, есть ли ходатайства до начала заседания, у вас будет возможность внести ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении.
Прийти сюда на суд не получится. Как мне быть в этом случае? Может ли суд рассмотреть без меня? В повестке указано, что в случае неявки меня приведут насильно. Возможен ли перенос суда на мое новое место жительства и может ли дело быть закрыто, если срок исковой давности истекает через 4 месяца, если мы не укладываемся в сроки?
Ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ составляет 1 год.
Суд может отложить рассмотрение дела об административном правонарушении по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений для полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела. .
Вариантом может быть ходатайство об истребовании доказательств, но не самостоятельно, а с помощью суда. В этом случае также необходимо будет убедительно аргументировать необходимость исследования данных доказательств в рамках рассматриваемого дела, а также обосновать, почему невозможно получить такие доказательства самостоятельно.
Комментарий к ст. 152 КАС РФ
В положениях ч. ч. 1 и 2 ст. 152 КАС РФ, регламентирующих процедуру отложения разбирательства дела, прослеживаются аналогии с положениями ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, согласно которым (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 66-ФЗ) отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных данным Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в т.ч. систем видеоконференц-связи.
Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, в ходе рассмотрения административного дела может быть объявлен перерыв в судебном заседании; в период объявленного перерыва не исключается возможность рассмотрения судом других дел (ч. 4 ст. 2 КАС РФ, ст. 163 АПК РФ).
В отличие от ч. 1 ст. 169 ГПК РФ в КАС РФ не говорится о возможности отложения разбирательства дела по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации, поскольку Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» согласно ч. 2 его ст. 1 регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации только к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
Часть 3 ст. 152 КАС РФ предусматривает возможные основания отложения судом судебного разбирательства административного дела. ГПК РФ аналогичных положений не содержит. Случаи, в которых суд может отложить судебное разбирательство административного дела, предусмотрены также положениями ст. 150 и ч. 2 ст. 151 КАС РФ. Это случаи, связанные с неявкой в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.
Как отмечено в Определении ВС России от 26 октября 2010 г. N 33-Г10-21 , необоснованное отложение разбирательства дела влечет за собой нарушение сроков, препятствует своевременному разрешению споров, порождает волокиту, необоснованное отвлечение граждан от участия в общественном производстве, лишает стороны возможности осуществления их процессуальных прав.
———————————
СПС.
Положение ч. 4 ст. 152 КАС РФ охватывается общей нормой ч. 1 ст. 198 данного Кодекса, согласно которой судебный акт суда первой инстанции, которым административное дело не разрешается по существу, выносится в форме определения суда. Возможность подачи частной жалобы на определение об отложении судебного разбирательства административного дела не предусмотрена.
В ч. 5 ст. 152 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим положениям ст. 170 «Допрос свидетелей при отложении разбирательства дела» ГПК РФ: при отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны; вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается только в случае необходимости. В отличие от данных положений в ч. 5 ст. 152 КАС РФ уточнено, что вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса, а также непосредственно установлено, что показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании.
Часть 6 ст. 152 КАС РФ содержит положения, аналогичные следующим закрепленным в ч. 2 ст. 169 ГПК РФ: при отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участников процесса или истребования доказательств, о чем явившимся лицам объявляется под расписку; неявившиеся лица и вновь привлекаемые к участию в процессе лица извещаются о времени и месте нового судебного заседания. Как отмечено в Определении ВС России от 26 октября 2010 г. N 33-Г10-21, откладывая разбирательство дела, суд должен указать в определении мотивы отложения и назначить дату нового судебного заседания с учетом действий, которые должны быть произведены в период отложения, и с расчетом, чтобы не был пропущен срок, установленный статьей 154 ГПК РФ.
В ч. 7 ст. 152 КАС РФ вошли положения, в точности аналогичные следующим установленным в ч. ч. 3 и 4 ст. 169 ГПК РФ положениям: разбирательство дела после его отложения начинается сначала (ч. 3); в случае, если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников процесса, знакомы с материалами дела, в т.ч. с объяснениями участников процесса, данными ранее, состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы (ч. 4).
Основания для подачи ходатайства по административному делу
Для указанной просьбу существует несколько оснований. Ключевым является невозможность явиться на заседание в установленное время или качественно подготовиться к нему. Это может быть связано с опозданием получения вызова в суд, командировкой, нахождением в регионе, слишком сильно отдаленном от места, где будет проходить разбирательство (такое обычно происходит, когда лицо проводит отпуск в другой стране). Оформление ходатайства о переносе судебного заседания по административному делу допустимо при необходимости совершения дополнительных действий, включая запрос новых доказательств, проведение экспертиз.
Отложить дело требуется при изменениях в списке его участников. Если от лица одной из сторон будет выступать новый представитель, ему потребуется время для изучения дела, что провоцирует необходимость переноса.
Запрос дополнительной информации
Одной из основных причин отложения рассмотрения дела об административном правонарушении является запрос дополнительной информации.
В практике рассмотрения дел об административных правонарушениях часто возникает необходимость получения дополнительных доказательств или объяснений от сторон дела. Для этого суд может вынести постановление о запросе дополнительной информации.
Запрос дополнительной информации может быть направлен ответчику или другим лицам, участвующим в деле, в случае, если имеются недостаточные данные для объективного рассмотрения дела.
Запрос дополнительной информации обычно формулируется в виде письменного запроса, который направляется по почте или вручается лично. В запросе указываются конкретные вопросы и требуется предоставить определенные документы или объяснения.
Ответчик должен в установленный срок предоставить запрошенные сведения, доказательства или объяснения. Если ответчик не предоставляет запрошенную информацию или не отвечает на запрос, суд может принять это во внимание при рассмотрении дела.
По истечении срока, установленного для предоставления информации, суд составляет протокол о поступлении ответа или комментариев на запрос. Этот протокол является составной частью материалов дела и используется при дальнейшем рассмотрении дела.
После получения запрошенной информации судья принимает решение о возможности рассмотрения дела на заседании суда. Если информация получена и удовлетворяет требованиям, то дело может быть рассмотрено в установленный срок.
Таким образом, запрос дополнительной информации является важным инструментом в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях, позволяющим получить необходимые данные и обеспечить объективность разбирательства.
Оформление ходатайства, как правильно подготовить
Во-первых, ходатайство должно быть написано на официальном бланке органа, выносящего решение по делу. Если бланка нет, можно использовать обычный белый лист формата А4. В заголовке ходатайства указывается наименование судебного органа, дату и номер дела.
Во-вторых, следует указать цель ходатайства — перенос судебного заседания. Поясните причины, по которым вам необходимо перенести судебное заседание и укажите предполагаемую новую дату и время. Не забудьте также указать, каким образом был проинформирован противоположный участник процесса о вашем ходатайстве.
В-третьих, оформление ходатайства должно быть четким и лаконичным. Используйте простой язык, избегайте лишних деталей и неусвояемых конструкций. Подчеркните важность переноса судебного заседания для обеспечения защиты ваших прав или осуществления справедливого разбирательства.
Оформление ходатайства по административному делу подразумевает также приложение необходимых документов, подтверждающих ваши аргументы. Перечень приложенных документов следует пронумеровать и указать в конце ходатайства.
Итак, чтобы правильно подготовить ходатайство о переносе судебного заседания по административному делу, необходимо использовать официальный бланк или формат А4, четко указать цель ходатайства и причины переноса, использовать простой и лаконичный язык, а также приложить необходимые документы. Соблюдение этих требований повышает шансы на положительное решение суда и защиту ваших интересов.
Поводы для отложения судебного заседания
Судебное рассмотрение дела проводится в строго установленном порядке. Порядок и сроки проведения заседания определяются судом. Ст. 169 ГПК РФ выделяет случаи, когда сроки проведения судебного рассмотрения дела могут быть изменены.
Наиболее часто встречающейся причиной переноса судебного заседания является неявка в назначенное время лиц, участвующих в деле, или их представителей. Для того, чтобы неявка истца или ответчика не послужила поводом для изменения даты заседания, необходимо наличие сразу нескольких условий в совокупности:
- указанные лица не явились в назначенное время и место;
- имеются сведения о надлежащим извещении этих лиц о времени и месте рассмотрения дела;
- данные лица не сообщили суду о причинах своего отсутствия или причины их отсутствия признанны судом неуважительными.
Предлагаем ознакомиться: Как правильно заявить о своем праве на наследство алгоритм действий составление заявления и сроки
Если у суда возникают сомнения по поводу надлежащего извещения истца и ответчика, принимается решение о переносе времени разбирательства. Если же они получили информацию о времени и месте рассмотрения дела, законодательно предусмотренным способом, но не смогли явиться в срок, они обязаны сообщить о причинах своего отсутствия и предоставить доказательства уважительности этих причин. В противном случае дело подлежит рассмотрению без них.
Перечень уважительных причин законодательно не определён. Следуя судебной практике можно выделить следующие причины, которые суд может признать уважительными:
- состояние здоровья;
- выполнение служебных обязанностей;
- чрезвычайные обстоятельства.
Судебное разбирательство по административному делу — порядок
Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.
Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).
Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).
После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.
Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.
Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.
После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.
Комментарий к Статье 29.7 КоАП РФ
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.
Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.
Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.
В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.
Ходатайство о переносе судебного заседания коап рф
КоАП РФ вы как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеете право заявлять письменные ходатайства, которые подлежат обязательному и немедленному рассмотрению судьей. Ходатайства вы можете подать при необходимости как до рассмотрения дела, например, о направлении материалов по месту жительства, так и входе судебного процесса. В случае если судья, рассмотревший ходатайство, не обнаружит оснований для его удовлетворения, он должен сообщить вам о своем решении в виде определения, указав при этом мотивы отказа. Однако отказ в удовлетворении ходатайства не лишает вас права обжаловать его или же подать такое же ходатайство по ходу рассмотрения дела. Все поступившие ходатайства в обязательном порядке приобщаются к делу.
Сколько раз можно переносить судебное заседание по административному делу
КАС РФ Статья 152. Отложение судебного разбирательства административного дела
1. Отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:
1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;
2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;
3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;
4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.
3. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.
4. Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение.
5. В случае отложения судебного разбирательства административного дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае отложения судебного разбирательства административного дела назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы.
7. Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.
Рассмотрение дела об административном правонарушении по месту жительства (перенос/передача дела)
По общему правилу, дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения. Однако, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законом предоставлено альтернативное право на рассмотрение дела по месту его жительства:
Так, согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Согласно ст.47 Конституции РФ “Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”. Это означает, что право на рассмотрение дела «в родных стенах» должно быть реализовано, а соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено. Заметим, что КоАП РФ не обязывает лицо, в отношении которого ведется производство по делу, указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.
Вместе с тем, судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 40 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
К таким случаям, в частности, относятся:
1. возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (части 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
2. установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
3. возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, вне зависимости от поступившего ходатайства о рассмотрении по месту жительства, дело об АПН будет рассмотрено по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, если оно проводилось, что закреплено в ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ (как правило, сюда можно отнести большинство дел, связанных с ДТП).
Рассмотрение административного дела по существу, судебные прения
Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
После доклада дела, если оно не прекращается вследствие принятия отказа от административного иска или примирения сторон, суд устанавливает очередность исследования доказательств по административному делу (ст. 158 КАС).
После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.
В случае рассмотрения административного дела в отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях свои доводы в отношении административных исковых требований, председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения. Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае их неявки в судебное заседание, а также в случаях, предусмотренных ст. 66 и 67 КАС, оглашаются председательствующим в судебном заседании.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, или их представителей, суд с учетом мнения этих лиц устанавливает порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования иных доказательств.
Каждый свидетель допрашивается в судебном заседании отдельно и после допроса остается в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше. Перед допросом председательствующий устанавливает личность свидетеля, под расписку предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отказ от показаний, выявляет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает правдиво сообщить все, что ему лично известно по делу. Затем свидетелю могут быть заданы вопросы, причем первыми их задают лицо, по просьбе которого вызван свидетель, и его представитель, затем другие лица, участвующие в деле, и их представители. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым задает вопросы истец. Судьи могут задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса (ч. 5 ст. 161 КАС). Показания свидетелей, полученные и запротоколированные в порядке обеспечения доказательств, исполнения судебного поручения или при отложении предыдущего судебного заседания, оглашаются в судебном заседании, а затем исследуются по общим правилам.
Нормы судебного административного процессуального права предусматривают особый порядок допроса несовершеннолетних свидетелей, рассчитанный на то, чтобы максимально гарантировать достоверность их показаний в сочетании с бережным отношением к легкоранимой психике детей. Свидетелям, не достигшим возраста 16 лет, председательствующий разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, но они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний. При допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда — и в возрасте до 16 лет должен присутствовать педагогический работник. В целях обеспечения лучшего психологического климата суд по специальному определению может на время допроса несовершеннолетнего свидетеля удалить из зала заседания то или иное лицо, участвующее в деле. Но по возвращении в заседание ему должно быть изложено свидетельское показание и предоставлена возможность задать свидетелю вопросы. По окончании допроса свидетель, не достигший возраста 16 лет, удаляется из зала заседания, если суд не сочтет необходимым его присутствие при дальнейшем рассмотрении дела.
Исследование письменных доказательств, в том числе полученных в порядке их обеспечения, осмотра на месте или исполнения судебного поручения, заключается в оглашении их в судебном заседании, предъявлении их лицам, участвующим в деле, представителям, а при необходимости — экспертам, специалисту, свидетелям для внимательного ознакомления и выслушивания объяснений заинтересованных лиц, данных по этому поводу. В целях охраны гарантированного Конституцией РФ права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений закон (ст. 165 КАС) устанавливает специальное правило исследования личной переписки и личных телеграфных сообщений. Они могут оглашаться в открытом заседании только с согласия их авторов и адресатов. В противном случае такие письма и телеграфные сообщения исследуются в закрытом судебном заседании.
Вещественные доказательства изучаются путем осмотра в судебном заседании и предъявления их лицам, которые вправе обращать внимание суда на характерные особенности исследуемых предметов, и их заявления по этому поводу заносятся в протокол судебного заседания. Вещественные доказательства, осматривающиеся вне судебного заседания на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в порядке исполнения судебного поручения либо обеспечения доказательств, исследуются по протокольному отражению результатов осмотра.
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Образец ходатайства об отложении судебного заседания в арбитражный суд
Правильно подготовленное ходатайство является важным документом, задача которого добиться отложения судебного заседания, на срок указанный в заявлении. У подателя ходатайства могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, не позволяющие ему вовремя появиться в зале судебного разбирательства. Не исключаются также ситуации, когда ответчик по делу вовремя не был проинформирован о сроках рассмотрения его делопроизводства в арбитраже.
Стоит заметить, что подача ходатайства требует от заявителя соблюдения ряда законодательных правил. Одно из них касается убедительного обоснования причины отложения слушания делопроизводства. Изложенная в заявлении причина должна быть настолько веской, чтобы у участников арбитража не осталось сомнений в важности откладывания рассмотрения дела.