Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Как оспорить результат камеральной проверки в 2023 году

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
акт налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях лицо, совершившее налоговое правонарушение в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Во взаимодействии с налоговой нет ничего страшного. Но налогоплательщик должен чётко знать свои права и права налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Как в 2023 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

Читайте также:  Штраф за превышение скорости в 2024 от 20

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.

Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».

Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:

  • ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
  • теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.

Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Что проверяют при налоговой проверке

Так как камеральные проводятся без уведомления налогоплательщика, большую панику вызывает угроза выездной налоговой проверки, хотя по значимости они равны. Интерес ФНС к предприятию несложно предотвратить – достаточно аккуратно вести бухгалтерский учет, своевременно сдавать отчетность и следить, чтобы бизнес не подпадал под критерии риска.

Читайте также:  Повышение пенсий в Узбекистане с 1 сентября 2024 года

Однако, если представитель ФНС все-таки появился в офисе, важно знать свои права и обязанности. Если документация ведется в соответствии с требованиями законодательства опытным бухгалтером или аутсорсинговой компанией, никаких негативных последствий проверка ООО налоговой инспекцией за собой не повлечет.

Что будет интересовать инспектора:

  • Ведет ли компания или ИП бухучет в соответствии с требованиями законодательства.
  • Находятся ли в бухгалтерии документы, установленные законом.
  • Соответствует ли сданная налоговая отчетность реальному положению дел.

Документы, которые обычно запрашивают представители ФНС:

  • Журнал расходов и доходов.
  • Платежные документы, подтверждающие расходы и уплату налогов и сборов.
  • Книги продаж и покупок.
  • Счета-фактуры и товарно-транспортные накладные, подтверждающие реальность совершенных сделок.

Каждый налогоплательщик должен знать, что порядок налоговой проверки жестко установлен инструкциями и законом. Налогоплательщик имеет право присутствовать при налоговой проверке, проводимой на его территории. Существует перечень действий, которые инспекторы ФНС не имеют право предпринимать при проведении выездных мероприятий. При нарушении правил руководитель компании или предприниматель может пожаловаться на неправомерные действия в вышестоящие органы или в прокуратуру.

Представители налоговых органов не имеют права на выездной налоговой проверке:

  • Требовать документы и сведения, не установленные законом.
  • Без участия понятых проводить осмотр территории или помещений, проводить выемку документов.
  • Требовать предоставления нотариально заверенных копий документов.
  • Повторно запрашивать ранее предоставленные в налоговую документы.
  • Проводить выемку документации ночью.
  • Привлекать к экспертизе некомпетентных экспертов или задавать вопросы, выходящие за рамки их компетентности.
  • Привлекать в понятые сотрудников ФНС.
  • Наносить вред налогоплательщику и его имуществу.

Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года. Что касается налоговых проверок, мораторий действует только на контроль применения ККТ и полноты учета выручки.

Отдельные события могут привлечь внимание налоговиков, после чего возможны наблюдения и/или выездные обследования. Если по итогам этих мероприятий будут найдены нарушения, руководитель налоговой может принять решение о внеплановых выездных мероприятиях.

Мораторий не распространяется на камеральные и выездные проверки, которые регулируются Налоговым кодексом РФ, поэтому они будут проводиться как и раньше.

При этом не надо путать выездные проверки, связанные с полнотой учета выручки и выездные проверки деятельности компании, когда контролируют расчет всех налоговых платежей, в том числе уплату НДФЛ и взносов. На первые действует мораторий, а на вторые — нет.

Как оценить вероятность назначения выездной проверки

Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.

К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
  • декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
  • декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
  • сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
  • непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
  • так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Другой комментарий к Ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации

Право налоговых органов проводить налоговые проверки закреплено подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса РФ. Там же, в подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса, содержится указание на то, что проводить налоговые проверки налоговые органы вправе только в порядке, установленном Кодексом.

В пункте 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» также указано на право налоговых органов производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Следует отметить, что в указанном Законе налоговым органам не только предоставлено право проводить документальные проверки, на них также возложена ответственность за проведение этих документальных проверок. Так, согласно ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года.

В части 2 указанной ст. 11 предусмотрено, что документальная проверка может не проводиться в указанные сроки. Основанием непроведения проверки является письменное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете. Такое решение может быть вынесено в следующих случаях:

1) если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;

2) если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;

3) если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;

4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Для проведения выездной налоговой проверки согласно ч. 1 ст. 89 Кодекса необходимо вынесение руководителем (его заместителем) налогового органа соответствующего решения.

Читайте также:  Трудовая пенсия для военных пенсионеров с 2024 года

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Какие типы проверок могут проводить налоговые органы в 2024 году?

В 2024 году налоговые органы могут проводить следующие типы проверок:

1. Плановые проверки. Налоговые органы проводят плановые проверки в соответствии с установленным планом работы. Они направлены на проверку деятельности налогоплательщиков в определенный период времени и позволяют выявить нарушения налогового законодательства.

2. Внеплановые проверки. Налоговые органы имеют право проводить внеплановые проверки, если имеют сведения о наличии нарушений налогового законодательства. Внеплановые проверки могут проводиться в любое время и направлены на выявление и устранение налоговых правонарушений.

3. Тематические проверки. Тематические проверки проводятся на основании инструкций и рекомендаций Федеральной налоговой службы. Они направлены на уточнение применения налогового законодательства в определенных сферах деятельности и выявление системных нарушений.

4. Проверки на основании информации от третьих лиц. Налоговые органы могут проводить проверки на основании информации, полученной от третьих лиц, например, физических и юридических лиц, банков, контролирующих органов. Это помогает выявить факты нарушения налоговых обязательств.

5. Камеральные проверки. Камеральные проверки проводятся на основании представленных налогоплательщиками документов и позволяют выявить нарушения в учете и отчетности. Такие проверки проводятся без непосредственного посещения объектов деятельности налогоплательщика.

6. Выездные проверки. Выездные проверки проводятся непосредственно на месте деятельности налогоплательщика. Они направлены на проверку деятельности, учета и отчетности налогоплательщика, а также выявление фактов нарушений.

Необходимо отметить, что налоговые органы в 2024 году имеют право проводить различные типы проверок с целью обеспечения соблюдения налогового законодательства и борьбы с налоговыми правонарушениями.

На что обращают внимание налоговики?

При выездной налоговой проверке в 2024 году налоговики обращают внимание на следующие аспекты:

1. Документацию: налоговые органы проверяют наличие и правильность оформления всех необходимых документов, включая учетные и финансовые отчеты, накладные, акты выполненных работ и услуг, договоры, счета и прочие документы, подтверждающие финансовую деятельность организации.

2. Расчет налогов: специалисты проверяют правильность расчета и уплаты всех налогов и сборов, включая налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и прочие. Также проверяется исполнение обязательств по уплате страховых взносов, налога на имущество и землю.

3. Обоснованность и законность затрат: налоговые органы анализируют затраты организации и их соответствие целям и задачам, установленным законодательством. Это включает проверку корректности учета и отражения расходов на зарплату, покупку товаров и услуг, амортизацию и прочие элементы бухгалтерии.

4. Соблюдение налогового законодательства: налоговики выявляют и анализируют возможные налоговые нарушения и правонарушения, такие как неправильное оформление сделок, уклонение от уплаты налогов, незаконные схемы оптимизации налогообложения и другие.

5. Режим хранения и предоставления документов: проверяется соблюдение требований по хранению и предоставлению документов налоговым органам. Организация должна иметь возможность предоставить необходимые документы и информацию в течение требуемого срока (в том числе в электронном виде).

Общий период, который может быть проверен при выездной налоговой проверке в 2024 году, обычно составляет 3 последних налоговых периода (годовые декларации) и текущий налоговый период.

Правила учета в налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверки в 2024 году будут учтены данные за несколько предшествующих лет. Согласно действующему законодательству, налоговая инспекция имеет право проверить участника хозяйственной деятельности за последние три года перед годом, в котором проводится проверка.

Основные правила учета в налоговой проверке включают:

  1. Обязательное ведение бухгалтерского учета. Все финансовые операции и движение денежных средств должны быть четко отражены в бухгалтерии. Налоговая инспекция может проверять достоверность и полноту учетной информации.
  2. Соблюдение сроков представления отчетности. Участники хозяйственной деятельности обязаны регулярно предоставлять налоговые декларации и отчеты о доходах, расходах и налоговых выплатах.
  3. Учет всех налоговых обязательств. Вся информация о налогах, их расчетах и уплате должна быть документально подтверждена и учтена в бухгалтерии участника хозяйственной деятельности.
  4. Документооборот. Все принятые и отправленные документы должны быть хранены и доступны для предоставления налоговой инспекции по ее требованию. Это включает договоры, акты, накладные и другие документы, подтверждающие финансовые операции.
  5. Соответствие налоговому законодательству. Участники хозяйственной деятельности должны соблюдать все требования налогового законодательства. Нарушение налоговых правил может привести к применению штрафных санкций и уплате неустойки.

Правила учета в налоговой проверке созданы с целью обеспечить прозрачность финансовой деятельности и своевременное и точное уплату налогов. Их соблюдение позволит избежать проблем и негативных последствий при проведении выездной налоговой проверки в 2024 году.

Какие события влияют на проверку

При проведении выездной налоговой проверки в 2024 году будут учитываться события, которые могли повлиять на финансовую деятельность организации. Ниже приведен список событий, которые могут вызвать интерес со стороны налоговых органов:

  1. Крупные транзакции. Организации, осуществляющие большие операции, могут быть подвержены повышенной проверке на налоговую дисциплину.
  2. Изменение юридического адреса. Если организация меняет юридический адрес, это может лежать в основе проверки налоговых органов.
  3. Особые условия договоров. Ситуации, когда организация заключает сделки с нестандартными условиями, могут привлечь внимание налоговых органов.
  4. Участие в спорах или судебных разбирательствах. Организации, находящиеся в судебных спорах, могут быть проверены с целью проверки правильности налогообложения.
  5. Существенное увеличение или уменьшение выручки. Резкие изменения в доходности организации также могут вызвать необходимость проведения выездной налоговой проверки.
  6. Изменение режима налогообложения. Если организация сменила режим налогообложения, это может привести к проведению проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *