Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими нормативно правовыми актами устанавливается. Правовой акт основные нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, процедура по составлению ЛПА также должна быть подвергнута тщательному разбору, в том числе и путем оформления отдельного документа, рассказывающего ответственным сотрудникам о том, как и что им нужно сделать. Причем в создании как такого, основного инструкционного базиса, так и всех последующих бумаг, могут принимать участие не только топ-менеджеры, но и руководители отделов, старшие мастера, специалисты в области бухгалтерии, кадровики и экономисты. После того как шаблон включил в себя абсолютно все прописные детали, его следует согласовать со всеми вовлеченными отделениями предприятия. Итоговый контроль — проверка со стороны органа, представляющего интересы самих сотрудников. Правоприменительные полномочия такой структуры приводятся в ст. 327 ТК РФ.
Виды нормативных правовых актов
Говоря о видах НПА, следует подразумевать их классификацию, т.е., о систематизацию и упорядочивание. В большинстве современных правопорядков принимается примерно следующая классификация.
Во главе угла находится основной закон государства (конституция, устав или иной учредительный документ), содержащий в себе базис, основу для всех остальных законов. Имеет в подавляющем большинстве случаев наивысшую юридическую силу. Это выражается в том, что ни один из принимаемых в этом государстве НПА не может противоречить основному закону. В конституциях и им подобных документах закрепляются основы самого государства: строй, политическая система, положения о власти, местном самоуправлении и иные важные вопросы.
Основной закон обычно особым способом принимается, изменяется, вводится в силу и т.п. В подавляющем большинстве государств существуют специальные конституционные органы, основной целью которых является «работа» исключительно с конституцией. Например, конституционные собрания или соответствующие суды.
Говоря о следующей ступени, обычно называется закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. В большинстве случаев регулирует основные стороны жизни общества, находясь во главе регулирования той или иной сферы. Законы также имеют свою собственную классификацию. К таковым относятся кодексы, а также отраслевое законодательство.
В России, например, существуют конституционные федеральные законы, раскрывающие те или иные положения Конституции РФ. Например, ФКЗ «О судебной системе» или ФКЗ «О референдуме в РФ».
Следующим элементом системы обычно называют подзаконные акты. К таковым можно отнести акты:
- главы государства (указы, постановления, распоряжения и т.д.)
- высшей исполнительной власти (например, Правительство РФ и его постановления, распоряжения)
- ветвей исполнительной власти (министерства, службы и иные ведомства), местных властей, органов самоуправления и т.п. и их акты
- локальные акты, принимаемые в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д.
Отдельно выделяется нормативный договор, также являющийся источником норм, примером которого может служить международное соглашение. Нормативные договоры существуют и внутри государств, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Бурятия о взаимодействии в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и мобилизационной подготовки народного хозяйства (Москва, 11 июля 1995 г.). Такой договор содержит в себе нормы и является разновидностью НПА.
Нормативный договор может делегировать полномочия, разграничивать ведение, выполнять иные функции. Договор международный, например, в российской правовой системе имеет весьма существенный вес, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Указанная основная норма наделяет международное соглашение (а также общепринятые принципы и нормы м.п.) большей силой, нежели изданный внутри РФ закон, регулирующий тот же предмет.
На это в своё время указывал и Верховный суд РФ в Постановлении своего Пленума от 31 октября 1995 г. N 8. Однако, в последнее время, в связи с принятием поправок в российский Основной закон, положение международных договоров в российской правовой системе несколько ухудшилось с точки зрения их юридической силы.
Рубрикация нормативно-правовых актов
Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.
Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.
К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.
Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).
Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.
В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Рубрики различных документов не содержат названий «глава» или «раздел», а включают в себя заголовки и римскую нумерацию. В данном случае примером рубрикации нормативного акта выступает Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Крупные по размеру содержимого нпа имеют в структурном составе разделы, которые распадаются на главы (например, Семейный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иное).
Как было упомянуто ранее, бывает трехуровневая и многоуровневая рубрикация. К примеру, УК РФ в своей структуре имеет тройную рубрикацию: общая и особенная части, разделы, главы. Отдельные его разделы могут содержать единственную главу, имеющую название раздела.
ГК РФ обладает многоступенчатым строением. В его состав входят части, разделы, подразделы, главы, параграфы, имеющие только числовую нумерацию без названий. Параграфы могут распадаться на заголовки, также имеющие свою числовую нумерацию, за исключением совсем коротких заголовков.
Для организации и единообразия рубрикации нормативно-правовых актов, некоторые выступают за введение ступенчатой структуры подразделений, представленной на рисунке 2.
Ступени рубрикации применяются в документе последовательно друг за другом. Наименование «раздел» не используется, когда отсутствуют главы; а в случае отсутствия глав и включающих их в себя разделов, не употребляют наименование «часть». Заголовки частей, разделов и глав формируются соответственно правилам формирования заголовков нпа.
Каждая ступень должна иметь числовую нумерацию, различающуюся между собой (к примеру, часть может нумероваться римскими цифрами, раздел — арабскими, набранными жирным курсивом, глава — арабскими, набранными полужирным курсивом).
Ошибки, допущенные при составлении и внедрении ЛНПА, приводят к судебным спорам, материальным и репутационным издержкам.
Обнаруживаются ошибки в ходе проверок со стороны контролирующих органов (Трудовой инспекции и Прокуратуры). Проверки бывают плановые либо инициируются по жалобам работников.
К судебным спорам, материальным и репутационным издержкам приводят следующие ошибки:
Ошибка 1. Нормы ЛНПА ухудшают положение сотрудников в сравнении с тем положением, которое гарантируют последним нормы общего законодательства о труде (ч. 4 ст. 8 ТК РФ)
Последствия:
- штрафы для должностных лиц и ИП: 1000 — 5000 рублей (при повторном нарушении: 10 000 — 20 000 рублей);
- штрафы для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей (при повторном нарушении: 50 000 -70 000 рублей) (ст. 5.27 КоАП РФ).
Принятие нормативных документов могут проходить на конституционном уровне или это могут быть федеральные нормативно-правовые документы. Данные нормативные документы принимаются по предметам ведения России. Органы законодательства субъектов имеют право утверждать Федеральные правовые акты и принимать региональные положения, соответствующие им. Такие нормативные акты затрагивают субъекты РФ и предметы ее совместного ведения.
За пределами России может осуществляться свое правовое регулирование. Сюда также относят принятие соответствующих законов и других актов. Такие нормативные документы затрагивают ведение российских субъектов. Конституцией установлена гарантия для регионов. Если ими принимаются нормативные документы, которые не согласуются с федеральными законами, но касаются они при этом только предмета ведения субъектов, то функционировать будут они. Но при этом не стоит забывать, что Конституции они не должны противоречить.
Соответствующее оформление документа, то есть наличие обязательных реквизитов, свидетельствует о его юридической силе, определяет предмет акта и сферу отношений, которую он регулирует, а также содержит всю необходимую информацию о государственной структуре, издавшей его. Кроме того, название и номер делают документ индивидуальным, выделяют его из числа других законодательных норм, удостоверяют подлинность и определяют место нового нормативного положения в законодательной иерархии.
Все правовые акты отличаются особой разбивкой на внутренние части:
- преамбула;
- разделы;
- главы;
- статьи;
- пункты.
На что обратить внимание при составлении распоряжения
На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии
При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:
- Распоряжению обязательно следует
- присвоить номер,
- поставить дату его создания,
- написать наименование организации.
- Далее в документе нужно указать
- обоснование или основание для его формирования,
- обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
- задачи, которые перед ними стоят,
- сроки их решения.
- Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).
Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.
Подзаконные нормативные акты — понятие, признаки
Определение
Виды нормативных актов делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает верховенством и к нему относятся: Конституция РФ, конституционные законы федерального уровня и федеральные законы.
Определение
Подзаконный акт – это правовой документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.
Определение
Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами и устанавливающие норму права юридические акты, основанные на законе и не противоречащие ему.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Все нормативные документы взаимодействуют как одно целое и характеризуются согласованностью, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам. Они играют немаловажную роль в жизни государства.
Существует определенная классификация нормативно-правовых актов. Выделяют:
1. В зависимости от органов, которыми был принят:
- общие: действительны на территории всего государства;
- ведомственные: имеют власть внутри ведомств;
- местные: действуют в отдельной области;
- индивидуальные: выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм.
2. По издающим органам:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций;
- приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
- акты субъектов РФ;
- решения представителей местного самоуправления.
3. В зависимости от юридической силы:
- подзаконные акты федерального уровня;
- регионального уровня;
- местного уровня.
4. По предмету правового регулирования:
- регулирующие отношения в государственно-правовой сфере;
- регулирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
- регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере.
5. В зависимости от времени действия:
- постоянные, которые не ограничиваются во времени и действуют до отмены;
- временные (срочные), которые ограничены конкретными сроками, например, календарной датой или конкретным обстоятельством.
К признакам подзаконных нормативных актов можно отнести следующие:
- Принимаются на основе закона и представляют собой разновидность форм российского права.
- Принимаются во исполнение закона конкретным органом государственной власти.
- Не могут противоречить закону.
- Имеют юридическую силу, но меньшую в сравнении с законом.
- Имеют конкретную документальную форму.
- Отличаются большим количеством.
- Издаются в виде постановлений, указов, правил, распоряжений.
Иногда бывает, что определенные подзаконные акты теряют свою силу. Это может происходить по нескольким причинам:
- его заменяют другим по тому же вопросу;
- истекает период действия согласно срокам установленным в самом нормативном акте;
- прямая официальная отмена;
- исчезновение регулируемых обстоятельств.
Правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу. Первый случай связан с моментом вступления в юридическую силу или ее утраты. Под пространством подразумевается действие документа на определенной территории. К таковым относятся недра земли, воды, воздушное пространство и т.д. входящие в состав государства РФ. Действие по кругу означает распространение нормативных актов на всех адресатов.
Это внутренние документы, которые описывают и подтверждают факты и события. Наиболее часто используемыми справками на предприятии являются справки о заработной плате и подтверждающие факт работы сотрудника на данном предприятии. По его требованию организация обязана выдать ему подобную справку.
Зачастую на предприятии используются формализованные бланки справок для ускорения процесса их подготовки и последующей выдачи.
Справка должна содержать данные о сотруднике, которому она предоставляется, его должности и окладе. В обязательном порядке должна иметь дату составления, подписи руководителей, печати предприятия.
Отдельным видом справок являются справки по производственной тематике, которые могут быть предоставлены по запросу руководства. Таковые составляются в двух экземплярах: один предоставляется адресату, второй прикладывается к делу.
Учет внутренних документов организации должен быть строгим.
Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?
Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост — если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.
К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.
Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.
В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:
- правила приёма;
- режим занятий;
- обучение по индивидуальному учебному плану;
- формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
- порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.
Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).
Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Примеры НПА | Примеры не-НПА |
---|---|
Конституция Российской Федерации | Устав предприятия |
Федеральный закон “Об образовании” | Приказ директора школы |
Постановление Правительства РФ “Об утверждении правил дорожного движения” | Служебная записка |
Приказ Министерства Труда и Социальной Защиты РФ “Об утверждении типового положения о кадровом отделе” | Договор аренды помещения |
Закон Московской области “О культуре” | Резюме соискателя |
Указ Президента РФ о награждении орденом | Декларация о доходах гражданина |
Приказ Министерства Здравоохранения РФ “О медицинском освидетельствовании” | Студенческий билет |
Постановление главы администрации муниципального района “Об установлении налоговых ставок” | Запись в дневнике |
Федеральный закон “Об охране окружающей среды” | Рекламный буклет |
Постановление Правительства РФ “О государственных закупках” | Памятка для туристов |
Юридическая техника как часть правовой системы
Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.
Виды нормативных правовых актов
1. Конституция – основной источник права в государстве, определяющий структуру и функции органов власти, основные права и свободы граждан, принципы организации и функционирования государства.
2. Федеральные законы – принимаются высшими законодательными органами государства и регулируют основные общественные отношения, права и обязанности граждан, порядок управления и функционирования органов власти и местного самоуправления.
3. Подзаконные нормативные акты – принимаются в рамках полномочий, предоставленных законом, государственными органами и организациями. К ним относятся постановления, распоряжения, инструкции, нормативы и другие акты, которые конкретизируют положения федеральных законов и устанавливают порядок их исполнения.
Закон – это нормативный правовой акт, имеющий форму, установленную вышестоящей правовой нормой. Законы являются основным источником права в государствах с законодательной системой.
Основные признаки закона:
- Высшая юридическая сила. Закон имеет превалирующую юридическую силу над иными нормативными актами. Это означает, что закон обладает наивысшей юридической силой и является обязательным для исполнения всеми гражданами и организациями.
- Принцип территориальной обязательности. Законы обязательны на всей территории государства, для всех физических и юридических лиц, находящихся на его территории.
- Соответствие Конституции. Закон должен соответствовать Конституции государства, быть направленным на ее реализацию и согласованным с другими законами.
Законы могут быть различных видов:
- Конституционные законы – основной источник права, устанавливающий основные принципы организации государства.
- Федеральные законы – законы, принимаемые федеральным законодательным органом (например, парламентом).
- Региональные законы – законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации (например, областными или краевыми парламентами).
- Муниципальные законы – законы, принимаемые органами местного самоуправления (например, городскими или сельскими советами делегатов).
Важно отметить, что законы имеют большое значение для общественных отношений и являются основой для регулирования прав и обязанностей граждан, организаций и государства.
Постановления Правительства Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации — это один из видов нормативных правовых актов, вынесенных органами государственной власти России. Они являются актами исполнительной власти и содержат предписания, которые имеют силу закона в рамках их действия.
Отличие постановлений Правительства РФ от других нормативных актов заключается в том, что они имеют широкие правомочия для регулирования различных сфер жизни, включая экономику, социальные вопросы, государственное управление и другие.
Как и другие нормативные акты, постановления Правительства РФ имеют следующую структуру: заголовок, преамбулу, текст, разделы и заключительную часть. В тексте акта описывается суть предписаний, а также их порядок и сроки ввода в действие.
Акт, который был принят Правительством РФ, вступает в силу с момента его подписания Председателем Правительства. Он действует до тех пор, пока не будет отменен другим актом или измененей.
Что касается области применения постановлений Правительства РФ, они распространяются на всю территорию России и имеют обязательную силу для всех региональных и местных органов власти, а также для всех граждан России.