Кто выше верховный или конституционный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто выше верховный или конституционный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Что решает Верховный суд?

Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

  • В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает административные дела:
  • об оспаривании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
  • об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
  • ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • ВС РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами
  • ВС РФ осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
  • ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума; Апелляционной коллегии – в качестве судебной коллегии; Судебной коллегий по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по экономическим спорам, Судебной коллегии по делам военнослужащих и Дисциплинарной коллегии — в качестве судебной коллегии.
  • Пленум ВС рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего ВС РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации; утверждает составы судебных коллегий и переводы судей из одной судебной коллегии в другую; избирает судей Апелляционной коллегии; избирает судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий; утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии, принимающей заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; утверждает количественный и персональный состав президиума кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам; утверждает по представлению состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, Регламент проведения судебного примирения, а также список судебных примирителей; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  • Президиум ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ; утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; утверждает положение об аппарате ВС РФ, его структуру и штатное расписание; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя ВС РФ и судьи ВС РФ. Председатель ВС и заместители Председателя ВС входят в состав Президиума ВС РФ по должности. Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом ВС РФ.

  1. Судебные коллегии ВС РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ; рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном и кассационном порядке; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
  2. Апелляционная коллегия ВС РФ рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями ВС РФ; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
  3. Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.
Читайте также:  Смена фамилии по собственному желанию какие документы нужны в 2021-2024 годах?

В ВС РФ действуют общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ. Общее собрание судей ВС РФ избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства; принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде.

  • Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС РФ действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС РФ.
  • Печатным органом ВС РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
  • Организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ВС РФ осуществляет аппарат ВС РФ, общее руководство деятельностью аппарата ВС РФ осуществляет Председатель ВС РФ.
  • ВС РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени Российской Федерации закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных ВС РФ.

Что такое судебная система РФ?

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

Объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ прошло ударными темпами. Менее чем за год была разработана концепция объединения двух судебных систем. В августе 2014 года в России появился объединенный Верховный суд РФ.

Однако обращение в эту инстанцию имеет ряд определённых тонкостей, и если их не учитывать, все усилия могут пойти насмарку.

Если решение в форме определения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению принято Конституционным Судом РФ оно является окончательным и обжалованию не подлежит (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Суды действовали прежде всего как карательные органы и воспринимались населением именно как таковые. И хотя научная доктрина и пропаганда утверждали, что интересы государства и личности не противопоставимы, а гармонично сочетаются, это было далеко не так.

Также Верховный суд РФ ведёт судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитража и даёт разъяснения по вопросам судебной практики и обобщает её.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минюст России, суды могут направить в КС не жалобы, а запросы и ходатайства по другим категориям дел (гл. IX, X, XI, XIII, XIII.1, XIII.2, XIV, XV, XVI, XVII ФКЗ о КС).

Конституционный суд и верховный суд кто выше

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

Конституционный суд: компетенции и принципы

Главной компетенцией Конституционного суда является рассмотрение конституционных жалоб и споров, возникающих между органами государственной власти и гражданами. Он рассматривает вопросы, связанные с толкованием и применением конституции, и выносит свои решения, которые обладают безусловной юридической силой.

Принципы работы Конституционного суда:

  1. Независимость — Конституционный суд действует независимо от остальных органов государственной власти и подчиняется только Конституции и закону.
  2. Гарантированность судебной защиты — Конституционный суд обеспечивает возможность гражданам обратиться за защитой своих конституционных прав.
  3. Простота и доступность процедур — Конституционный суд ориентируется на простоту и доступность процедур для всех участников конституционного процесса.
  4. Соблюдение принципа равенства — Конституционный суд соблюдает принцип равенства перед законом, что означает, что все участники процесса имеют равные права и возможности.
  5. Справедливость и объективность — Конституционный суд гарантирует справедливость и объективность в процессе рассмотрения конституционных дел и обеспечивает возможность высказывания всех сторон.

Конституционный суд выполняет важную функцию в системе государственного устройства и защите конституционных прав и свобод граждан. Он является гарантом соблюдения принципов конституционности и независимости в правовом государстве.

Взаимодействие Конституционного суда и Верховного суда

Конституционный суд занимается контролем конституционности законов и иных нормативных актов, делает заключения по вопросам, связанным с их противоречиями Конституции. У его решений имеется высокая юридическая сила и они являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти.

Верховный суд рассматривает гражданские и уголовные дела, а также разбирает споры между субъектами права. Решения Верховного суда являются окончательными и обязательными для исполнения всеми судами Российской Федерации.

Конституционный суд и Верховный суд взаимодействуют друг с другом по ряду вопросов, направленных на соблюдение законности и предотвращение произвола в судебной системе. В случае непосредственного противоречия судебные акты Конституционного суда применяются к рассмотрению дел Верховного суда и имеют приоритет.

Однако, в большинстве случаев, Конституционный суд и Верховный суд действуют независимо друг от друга. Рассмотрение дел в Конституционном суде и Верховном суде проводится в соответствии с установленным порядком и принципами правосудия.

Суд в судебной системе РФ

Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты.

Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.

В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

[2]

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

Читайте также:  Льготы и начисления при рождении третьего ребенка в 2024 году

3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Судебная система — совокупность всех действующих в РФ в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

— установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Значение и роль Верховного суда и конституционного суда в правовой системе

  1. Верховный суд — это орган, который занимается рассмотрением конкретных правовых споров и дел, включая гражданские, уголовные и административные дела. Он является последней инстанцией для рассмотрения апелляций и кассаций.
  2. Конституционный суд — это орган, который занимается контролем конституционности законодательства и нормативных актов. Его задача заключается в оценке соответствия правовых актов основному закону страны — конституции. Конституционный суд рассматривает конституционные жалобы и обращения, принимает решения о соответствии или несоответствии законов Конституции и осуществляет контроль за деятельностью других государственных органов.

Значение Верховного суда и конституционного суда в правовой системе нельзя переоценить. Они отвечают за обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, разрешение правовых споров, определение правовых прецедентов и обеспечение стабильности и непрерывности правосудия.

Верховный суд является органом, обеспечивающим общую законность и однородность судебной практики. Он создает прецеденты, которые могут быть использованы в решении последующих дел. Верховный суд принимает решения по спорам, в которых граждане и организации обращаются за защитой своих прав, а также контролирует правильность применения законодательства другими судами.

Конституционный суд, в свою очередь, гарантирует конституционность законодательства. Его решения имеют высокий приоритет и являются обязательными для исполнения для всех государственных органов и граждан. Он защищает основные права и свободы граждан, обеспечивает баланс властей и предотвращает нарушения принципов демократии и верховенства права.

Как предлагаемые поправки в Конституцию повлияют на судебную систему

Теоретически на рассмотрение Верховного суда может попасть любое дело. На практике вероятность этого почти нулевая: в России каждый год рассматривают миллионы дел, а в Верховный суд попадают десятки и сотни.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Россия знает примеры, когда Конституционный суд шел против Кремля. Правда, это было в другую историческую эпоху. В октябре 1993-го суд, которым в то время руководил его нынешний председатель Валерий Зорькин, признал незаконным указ президента Бориса Ельцина о роспуске Верховного Совета.

Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Я знаю практику, когда одном и том же суде 3мя разными судьями по аналогичным 3 делам (обжалования постановления о штрафе, по каждому делу сумма штрафа от 500 т. р. до 1 млн. р.) приняты разные решения с разными мотивировками. К слову, практики аналогичных дел в том случае не было, судьи не опирались на аналогичные решения.

Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000).

Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Важно! Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе).

Судебная система в ЕГЭ по обществознанию

Далеко не каждому человеку на протяжении жизни приходится сталкиваться с судебной системой. И не все из столкнувшихся знают, какие дела рассматривает Верховный суд. В компетенции этого судебного органа находятся наиболее сложные дела любого судопроизводства, юридические казусы, которые не могут разрешить в самостоятельном порядке нижестоящие инстанции.

Чтобы понять, какие дела рассматривает Верховный суд, нужно столкнуться с системой судопроизводства в самом длинном пути ее прохождения. Когда начиная с самого первого заседания, человек со временем вынужден обращаться в орган самый высокий в судебной системе Российской Федерации. В устройстве элементов верховной власти в такой стране, как Россия, теоретически предусмотрена возможность добиться в любом случая обеспечения своих прав, гарантированных Конституцией РФ. Однако для того, чтобы рассматривать нарушение прав, гарантированных Конституцией, существует Конституционный суд. ВС РФ не будет заниматься и обеспечением интересов ответчика в защите других его законных прав.

Верховный суд Российской Федерации располагается в здании бывшего Верховного суда СССР и существует с момента принятия Конституции страны в 1993 году. В 2014 был принят Закон №2-ФКЗ, согласно которому Верховный и Высший арбитражный суды были объединены с целью создания новой инстанции — их правопреемника. С этого момента он перестал подчиняться системе федеральной юрисдикции.

В полномочия вновь созданного судебного органа, с момента вступления в силу соответствующего закона, вошло осуществление судебного надзора за любыми делами, которые рассматривает российский гражданский уголовный, административный суд общей юрисдикции и даже военный.

В его функциях сохранился надзор за поданными кассациями и апелляциями, в том числе, и как первая инстанция, если открываются новые обстоятельства и для этого есть нормы, предусматриваемые федеральным законом. ВС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем верховным судам субъектов федерации, в том числе и к окружным военным и флотским. Ему подконтрольны города федерального значения (Санкт-Петербург, Москва и Севастополь), республиканские, краевые и областные органы.

Компетенция Верховного суда РФ сегодня позволяет делать выводы и разрешать вопросы, имеющие отношение к международным договорам не только Российской Федерации, но и Российской Советской Федеративной Социалистической республики и СССР.

Факт! Назначение судей, полномочия, деятельность и другие особенности, вплоть до военной службы, которая тоже предусмотрена, определяются специальными законами об органах, статусе и судебной системе, принятыми в период с 1996 по 2002 год. Внесенные изменения и Закон №2-ФКЗ вступили в силу с 1 января 2017 года.

С принятием нового закона ВС РФ получил более широкие полномочия. Приняв на себя обязанности арбитражного судебного органа, он может рассматривать и нарушения ГРК, ранее подсудные другой инстанции. В составе ВС находится Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, а также Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия.

Интересно! При ВС РФ работает Судебный департамент, специальный аппарат и Научно–Консультативный совет. Судебный департамент предназначен, чтобы обеспечивать деятельность общей юрисдикции, под которую подпадают все судебные органы, подотчетные Председателю Верховного суда и Совету Судей.

Пример широты полномочий данной инстанции после того, как был подписан Закон, вступивший в силу с первого января 2017, он может рассматривать дела и как первая инстанция, и как надзирающая за поданной жалобой, рассмотрение которой проходит в порядке поданной апелляции или кассации. Подавая протесты в Верховный суд, его Председатель, Генеральный прокурор и их заместители, обращаются к Верховному суду, как к высшей возможной организации, потому что они для него являются последней поднадзорной инстанцией.

Первый и главный суд Российской Федерации включает в себя судей, назначаемых в законодательном порядке Советом Федерации, но представлять кандидатуры может только Президиум РФ. Есть специальные законодательные акты, определяющие структуру, порядок назначения кадров и производимых кадровых перестановок. Гражданская, Военная коллегия и Кассационная палата могут содержать только высококвалифицированные и проверенные кадры. У каждого из подразделений свои четко оговоренные функции и обязанности, полномочия и возможности. Все это необходимо, чтобы обеспечить широту выполняемого круга обязанностей.

К обращению в Верховный суд прибегают тогда, когда есть необходимость пристального изучения деятельности нижестоящих судебных инстанций на предмет их беспристрастного и законного рассмотрения дела, как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве.

Структура и организация Верховного суда

Верховный суд является высшим органом юстиции, который занимается контролем за соблюдением Конституции и законодательства в стране. Организация Верховного суда включает ряд структурных элементов, обеспечивающих его работу и функционирование.

Основу структуры Верховного суда составляют следующие элементы:

  • Президиум Верховного суда – высший коллегиальный орган, который руководит деятельностью Верховного суда и принимает решения по вопросам, относящимся к его компетенции;
  • Судебные палаты – отделения Верховного суда, которые рассматривают дела по конкретным категориям правовых споров (гражданские, уголовные, арбитражные и др.);
  • Судьи – лица, назначенные на должность Верховного судьи и осуществляющие правосудие в рамках своей компетенции;
  • Аппарат Верховного суда – служба, обеспечивающая функционирование суда, включая подготовку дел к рассмотрению, информационное обеспечение и т.д.
Читайте также:  Как получить нрвый посыльной лист на мсэк

Верховный суд также взаимодействует с другими ветвями власти, включая законодательную и исполнительную власти. Он имеет право обжалования решений нижестоящих судов и пытается обеспечить единообразное толкование и применение законодательства во всей стране.

Общее управление Верховным судом осуществляется через различные административные и организационные структуры, которые обеспечивают его работу. Кроме того, Верховный суд имеет свою собственную систему принятия решений и правила процессуального порядка.

Конституционный или Верховный суд, кто главнее?

В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний.

Как система устроена сейчас? Судьи Верховного и Конституционного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. При этом судьи Верховного суда должны перед назначением пройти, так же как и все остальные судьи страны, через утверждение квалификационной коллегии соответствующего уровня (для Верховного суда – Высшей квалификационной коллегии, ВККС).
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Когда неформальные практики будут меняться, они будут меняться уже с учетом изменившихся формальных правил.

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

[2]

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Судебная система — совокупность всех действующих в РФ в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

— установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

— основное звено — районные суды;

— среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

— высшее звено — Верховный Суд РФ.

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

4. По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.

5. По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Роль и полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд является органом конституционно-правового контроля и имеет важную роль в системе государственной власти. Он независим от других ветвей власти и обладает высокой степенью конституционной защиты.

Основная роль Конституционного Суда заключается в охране и защите конституционного строя государства, обеспечении соблюдения конституционных принципов и гарантий. Он является главным органом по постановлению официальных и окончательных решений по вопросам конституционности законов и иных нормативных актов.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия, включающие следующие:

  • Проверка конституционности законов и нормативных актов. Конституционный Суд анализирует соответствие законов и нормативных актов Конституции, решает, являются ли они противоречивыми или несоответствующими основным конституционным принципам. Если Суд признает закон или нормативный акт несоответствующим Конституции, он может быть признан недействительным или частично недействительным.

  • Разрешение конституционных споров. Конституционный Суд занимается разрешением конституционных споров между различными органами государственной власти или административными юрисдикциями. Суд выносит решение, которое является обязательным для всех сторон.

  • Контроль за соблюдением прав и свобод граждан. Конституционный Суд проверяет соблюдение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией. Если Суд обнаруживает нарушение, он может принять меры по защите этих прав и свобод.

Кроме того, Конституционный Суд может выносить решения по другим вопросам, связанным с конституционными проблемами, по заявлениям граждан и организаций, а также по запросам других органов государственной власти.

Таким образом, Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законодательства и защите прав граждан. Его полномочия помогают поддерживать стабильность и соблюдение законности в государстве.

Роль и значение Верховного суда

Одной из основных ролей Верховного суда является обеспечение единства и стабильности правоприменительной практики. Верховный суд разрабатывает и утверждает разъяснения законодательства, которые являются обязательными для всех судов. Таким образом, он осуществляет контроль за соблюдением единого толкования и применения законов во всех судебных решениях.

Верховный суд принимает решения по конституционным жалобам и контролирует соблюдение прав граждан в соответствии с Конституцией. Это позволяет обеспечить верховенство Конституции и защитить основные права и свободы граждан. Верховный суд также является судом конституционного контроля и имеет право признавать неконституционными нормы законов или акты исполнительной власти.

Верховный суд является важным элементом системы разделения властей в государстве. Он контролирует соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти, защищая судей от влияния других ветвей власти и политических партий.

Таким образом, роль Верховного суда заключается в обеспечении справедливости, защите прав граждан и законности, а также формировании единого правоприменительного практикума. Он является главным стражем конституционного строя и прав граждан, и его решения имеют высшую юридическую силу в государстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *