Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ликвидации автономной некомерческой организации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Особенности и сроки ликвидации Автономной некоммерческой организации
К особенностям ликвидации АНО также можно отнести сроки ликвидации, которые разительно отличаются от сроков ликвидации коммерческих организаций. Среднестатистический срок ликвидации АНО составляет от 6 месяцев. При этом регистрация каждого этапа ликвидации занимает в среднем по 1,5 месяца.
В отличие от Фонда, добровольная ликвидация АНО происходит через обращение в территориальный орган министерства юстиции Российской Федерации в том субъекте, где АНО зарегистрировано и ведет свою деятельность.
Ликвидатор Автономной некоммерческой организации
Ликвидатор АНО назначается высшим органом управления АНО, данные о ликвидаторе вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого руководитель АНО вправе покинуть свою должность, ведь он освобождается от всех возложенных на него в связи с занимаемой должностью обязательств. С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами организации.
Клиенты часто задают нам вопросы о том, кто может быть ликвидатором, необходимо ли для этого иметь какое-то специальное образование? Может ли быть ликвидатором сам руководитель организации? Или это должно быть обязательно третье лицо? Вправе ли учредитель выступать ликвидатором АНО? Может ли ликвидатор получать заработную плату?
- Назначить ликвидатором АНО можно любого дееспособного гражданина, достигшего 18 летнего возраста. Для исполнения полномочий ликвидатор, не требуется специального образования.
Учредитель или руководитель организации, так же может стать ликвидатором АНО, не существует законодательных ограничений, которые накладывали бы запрет, на выполнения ими такой обязанности.
Чаще всего в роли ликвидатор, выступает именно руководитель АНО, так как ему лучше всего знакома текущая деятельность организации и нет необходимости вводить третьего человека в дела организации, в случае ее добровольной ликвидации. При этом ликвидатор вправе получать денежное вознаграждение (заработную плату) за свою работу. Или исполнять обязанности ликвидатора безвозмездно, на добровольных началах, аналогично руководителю некоммерческой организации.
- Если ликвидации происходит по принуждению через суд, то в этом случае ликвидатор также обязан выступать в суде от имени Автономной некоммерческой организации.
Цена и сроки ликвидации НКО
Стоимость самостоятельной ликвидации — от 5000 рублей. Эта цена государственных пошлин + возможного заверения документов у нотариуса.
Стоимость закрытия НКО через опытных юристов — от 25 000 рублей. В эту цену включены все возможные процедуры: подготовка документов, проверка документов, взаимодействие с государственными органами, ответы на вопросы и поддержка, а также многие другие. Дополнительно могут потребоваться услуги бухгалтерского сопровождения:
- как восстановить учет;
- как предоставить в Минюст обязательные отчеты;
- как уволить и рассчитать сотрудников;
- как платить налоги и обязательные взносы;
- как подать отчеты по работникам и экономической деятельности, а также многие другие.
Сроки ликвидации некоммерческой организации — от 6 месяцев. Все зависит от конкретной ситуации. Но рассчитывать на то, что удастся закрыть НКО за квартал, все же не стоит.
Если ликвидация некоммерческой организации происходит через банкротство, то сроки закрытия могут увеличиваться до 1 года.
Особенности и этапы проведения ликвидации НКО
Главная проблема процесса ликвидации НКО заключатся в возможном наличии долговых обязательств некоммерческой организации. Учитывайте, если сообщество и ее руководство не может погасить долги, необходимо использовать официальную процедуру банкротства.
Процесс ликвидации некоммерческого объединения осуществляется в несколько шагов:
- Руководство и члены НКО принимают решение о ликвидации.
- Создается специальная комиссия и назначается ответственный за процесс.
- Определяются сроки проведения.
- Публикуется официальное уведомление в СМИ.
- Создается промежуточный баланс.
- Организация выплачивает все долговые обязательства.
- Формируется окончательный баланс.
- Окончание ликвидации (регистрируется юрлицо).
Особенности и сроки ликвидации Автономной некоммерческой организации
Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.
К особенностям ликвидации АНО также можно отнести сроки ликвидации, которые разительно отличаются от сроков ликвидации коммерческих организаций. Среднестатистический срок ликвидации АНО составляет от 6 месяцев. При этом регистрация каждого этапа ликвидации занимает в среднем по 1,5 месяца.
В отличие от Фонда, добровольная ликвидация АНО происходит через обращение в территориальный орган министерства юстиции Российской Федерации в том субъекте, где АНО зарегистрировано и ведет свою деятельность.
План счетов некоммерческих организаций
Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:
- с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
- необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
- выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.
НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.
Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.
Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:
- субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
- субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.
1. Увеличение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».
2. Объединение ПФР и ФСС.
Прекращение деятельности некоммерческих организаций
Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.
Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.
В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.
Кто занимается ликвидацией НКО?
Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.
В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:
- Общим собранием в общественных НКО;
- Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
- Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.
Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.
Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются
подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;
уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;
публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;
взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.
Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:
- ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
- составление промежуточного и окончательного баланса;
- проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
- решение других задач, касающихся бухгалтерии.
На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного
после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;
после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;
по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;
если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.
Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.
Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.
ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:
- Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
- Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
- Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
- Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.
Особенность ликвидации некоммерческого фонда.
В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.
Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда:
1) Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора
2) Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда
3) Суд назначает ликвидатора Фонда
4) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда
5) Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации
6) Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности
7) Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда
8) Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами.
9) Ликвидатор осуществляет сверку ПФР, ФСС, ИФНС
10) Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс
11) Ликвидатор составляет ликвидационный баланс
12) Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса
13) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда
14) Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность.
Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.
Дачное некоммерческое сообщество
Ярким примером некоммерческого партнёрства является дачное некоммерческое сообщество, когда несколько учредителей создают некоммерческую организацию, объединяя свои дачные участки или загородные участки с жилыми строениями.
Бесплатная юридическая консультация:
Ликвидация дачного некоммерческого партнёрства не отличается от закрытия любого другого партнёрства. Как правило, бухгалтерия такого сообщества отличается своей простотой и не требует тщательной проверки.
У такой формы юридического лица очень много своих плюсов. Люди, объединённые одной целью, действуют слаженно и оперативно, и быстро добиваются намеченных результатов.
Ликвидация АНО — автономной некоммерческой организации
Автономная некоммерческая организация, в отличие от того же фонда, может быть свободно ликвидирована ее учредителями. Когда происходит ликвидация, учредители некоммерческой организации или же тот орган, который принял решение о ликвидации данной некоммерческой организации, назначают ликвидатора или же ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с законодательством сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации.
С того момента, как назначается ликвидационная комиссия, к ней переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации. От имени этой автономной некоммерческой организации ликвидационная комиссия выступает в суде.
Той же ликвидационной комиссией в органах печати, где публикуются сведения о регистрации юридических лиц, помещается информация о закрытии некоммерческой организации и сроке и порядке заявлений требований от ее кредиторов. Подобный срок заявлений кредиторами требований не может быть меньше, чем два месяца со дня опубликования данной информации о ликвидации.
В дальнейшем ликвидационная комиссия принимает меры, чтобы выявить кредиторов и получить дебиторскую задолженность и уведомляет кредиторов в письменной форме о предстоящем событии. Когда оканчивается срок предъявления требований от кредиторов, данным органиом составляется ликвидационный промежуточный баланс, где содержатся сведения об имеющемся имуществе организации, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями некоммерческой организации.
По завершению расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией будет составлен ликвидационный баланс, который снова утверждается учредителями некоммерческой организации.
Для проведения ликвидации автономной некоммерческой организации понадобятся следующие документы: выписка из Единого госреестра юридических лиц; протокол решения о ликвидации организации; решение о назначении действующего руководителя и его паспортные данные, а также паспортные данные всех учредителей, включая свидетельство ИНН; последняя редакция устава со всеми изменениями; бухгалтерская отчетность за последние три года и полная информация о кредиторских задолженностях.
Следует помнить, что при прохождении данной процедуры возможна выездная проверка, только после успешного завершения которой весь процесс будет успешно завершен.
Наши юристы помогут вам в проведении всех ликвидационных процедур, обеспечив вам поддержку на всех этапах данного сложного процесса. Только с помощью профессионалов возможно ликвидировать АНО быстро и без не нужных сложностей.
Основания ликвидации НКО в Архангельске
- достижение цели, ради которой организация была создана;
- истечение срока, на который она создавалась;
- другие основания
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ст. 61 ГК РФ.
- признание государственной регистрации юридического лица недействительной;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях;
- осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- при систематическом осуществлении общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям,
- а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги
Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:
- Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
- В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
- Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
- Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.