Какие страны входят в таможенный союз в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие страны входят в таможенный союз в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была создана Зона свободной торговли (ЗСТ). Эта зона представляет собой территорию, где товары и услуги могут перемещаться без таможенных пошлин и препятствий. В ЗСТ находятся страны-члены ЕАЭС, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.

Какие страны входят в ЕАЭС

  • Россия — крупнейшая страна, являющаяся основным двигателем интеграционного процесса в ЕАЭС;
  • Беларусь — страна, разделяющая с Россией крупную границу и идущая по пути близкой экономической интеграции;
  • Казахстан — крупная страна в Центральной Азии, активно развивающая экономическое сотрудничество с Россией и Беларусью;
  • Армения — небольшая страна на Кавказе, которая также присоединилась к ЕАЭС;
  • Киргизия — страна в Центральной Азии, которая присоединилась к ЕАЭС после проведения референдума.

Страны Таможенного союза: список

  • Российская Федерация
  • Республика Беларусь
  • Казахстан
  • Армения
  • Киргизия

Каждая из этих стран вносит свой вклад в развитие экономического и таможенного сотрудничества в рамках Таможенного союза. Внутри союза действуют единые правила и нормы, регулирующие взаимные отношения между участниками. Одним из ключевых преимуществ членства в Таможенном союзе является свободный обмен товарами без пошлин и ограничений на территории союзных стран.

Страна Площадь Население ВВП
Российская Федерация 17 098 242 км² 146,6 млн человек $1,46 трлн (2020)
Республика Беларусь 207 595 км² 9,4 млн человек $60,6 млрд (2020)
Казахстан 2 724 900 км² 18,7 млн человек $180,1 млрд (2020)
Армения 29 743 км² 2,9 млн человек $13,6 млрд (2020)
Киргизия 199 951 км² 6,6 млн человек $8,4 млрд (2020)

Основные цели Евразийского экономического союза:

  • создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
  • сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:

  1. Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
  2. Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.

Евразийский экономический союз договорился следить на общей территории за передвижением товаров из согласованного перечня. С этой целью в ЕАЭС создали систему прослеживаемости.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.

Читайте также:  Штраф за проезд на красный свет в 2024 году под камеру Москва

Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.

Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.

Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.

Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Что получают страны от участия в ЕАЭС

Участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предоставляет странам множество преимуществ и возможностей для развития и сотрудничества. Вот основные преимущества, которые получают страны-члены ЕАЭС:

  • Снижение торговых барьеров: благодаря созданию единого таможенного пространства и свободной торговли, страны-члены ЕАЭС сокращают бюрократические процедуры и снижают тарифы на торговлю между собой. Это способствует увеличению объемов товарооборота и росту экономики.
  • Расширение рынка сбыта: страны-члены ЕАЭС получают доступ к большому единому рынку с более чем 180 миллионами потребителей. Это позволяет увеличить объемы экспорта и привлечь иностранные инвестиции.
  • Совместное использование ресурсов: участие в ЕАЭС позволяет странам-членам использовать совместные ресурсы, такие как энергия, транспортные маршруты, научно-технический потенциал и инфраструктуру. Это облегчает развитие производственных отраслей и повышение конкурентоспособности.
  • Совместные программы и проекты: ЕАЭС поддерживает разработку и реализацию совместных программ и проектов в различных сферах, таких как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, наука и образование. Это способствует сотрудничеству и обмену опытом между странами-членами.
Читайте также:  Свобода для пожизненных: кого из опасных зэков отпустил «белый лебедь»

В целом, участие в ЕАЭС позволяет странам-членам расширить свои экономические возможности, повысить конкурентоспособность и привлечь больше инвестиций. Длительное сотрудничество в рамках союза способствует устойчивому развитию экономики и благополучию граждан.

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке

Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:

Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.

Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.

Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:

  • лекарственные препараты;
  • одежда из меха.
  1. Многие товары, которые производят и продают на территории России, Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, надо маркировать знаком ЕАС. Например, игрушки для детей, бытовую технику, одежду, продукты питания. Маркировка ЕАС означает, что товар безопасен для покупателей.
  2. Маркировку наносит производитель либо импортер.
  3. Перед тем как нанести знак ЕАС на товар, надо получить сертификат или декларацию соответствия. Этот документ подтверждает то, что товар прошел все нужные испытания и соответствует требованиям, которые описаны в регламенте Таможенного союза.
  4. Знак маркировки наносят непосредственно на продукт или упаковку. Он должен быть прописан полностью и отвечать требованиям к маркировке.
  5. За нарушение правил маркировки поставщика могут оштрафовать на сумму до 300 000 ₽ и не пропустить товар на границе.

Что же всё-таки делать, если ситуация с маркировкой неоднозначная?

Первым делом, разумеется — изо всех сил постараться не допускать таких ситуаций.

Для этого ввозить образцы на испытания без знака обращения на рынке, а после получения сертификатов или деклараций — наносить знак на продукцию и ввозить её уже для реализации.

Если же всё-таки ситуация такова, что документы есть, а маркировки нет (или наоборот: документов нет, а маркировка есть), то нужно максимально глубоко вникнуть в требования по маркировке конкретно данной продукции. Для этого сначала изучить все действующие техрегламенты на эту продукцию — там, как правило, содержится вся исчерпывающая информация.

Затем надо изучить все действующие Решения, Постановления, Распоряжения, Приказы и Письма, в которых могут быть описаны какие-то нюансы по маркировке конкретной продукции. Далеко не факт, что такие документы вообще будут, но всё же это необходимо проверить. Самый простой пример — переходные положения по новым техрегламентам.

Исходя из этого, уже можно хотя бы примерно понимать, какие могут быть последствия в конкретной ситуации с конкретной продукцией, и что можно сделать, чтобы эти последствия не были негативными.

О чём ещё следует помнить. Если Вы решили обратиться за сторонней консультацией, то старайтесь избегать любых советов в духе «у такой-то компании вот так было — вот чем всё кончилось». Теперь Вы понимаете, почему это в корне неправильно. Даже если Вы найдёте ситуацию, на 100% идентичную Вашей (хотя и такого практически не бывает), то в разное время к этой ситуации у надзорных органов может быть разное отношение.

Если Вы ищете тех, кто поможет Вам в этом вопросе, то старайтесь найти не тех, кто высказывает своё решение по ситуации (пусть даже и обосновывает его), а тех, кто готов взять на себя ответственность за его последствия.

Ищите того, кто будет готов не просто консультировать, а взяться при необходимости за доказательное отстаивание своей позиции.

Евразийское экономическое сообщество

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.

Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.

Странами-участницами были:

  • Беларусь,
  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Россия,
  • Таджикистан,
  • Узбекистан,

Странами-наблюдателями были:

  • Армения,
  • Молдавия,
  • Украина.

Какие страны входят в ЕАЭС?

В настоящее время в Евразийском экономическом союзе участвуют следующие страны:

  • Российская Федерация — самая крупная и влиятельная страна в ЕАЭС, играющая главенствующую роль в его функционировании.
  • Беларусь — страна, которая вступила в ЕАЭС вместе с Россией в 2015 году, укрепляя их давние экономические связи.
  • Казахстан — изначально вступил в Таможенный союз вместе с Россией и Беларусью, а затем стал членом ЕАЭС в 2015 году.
  • Армения — страна, которая вступила в ЕАЭС в 2015 году, рассчитывая на дальнейшее облегчение экономических отношений с Россией и другими членами союза.
  • Киргизия — страна, которая присоединилась к Евразийскому экономическому союзу в 2015 году, но, согласно новостям, не будет продлевать своё членство после 2024 года.
Читайте также:  Когда платить НДФЛ с компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

Все эти страны входят в Евразийский экономический союз, совместно работая над созданием общего рынка труда, снижением таможенных барьеров и развитием экономического сотрудничества в регионе.

Направления деятельности и условия вступления

Одним из основных направлений деятельности является гармонизация законодательства Киргизии с законодательством Таможенного союза. Это требует внесения изменений и дополнений в национальные законы и нормативные акты, чтобы они соответствовали международным стандартам и правилам Таможенного союза.

Другим важным направлением является соблюдение экономических условий вступления. Киргизия должна привести свою экономику в соответствие с требованиями Таможенного союза, что включает внедрение единой таможенной политики, гармонизацию ставок и правил внешней торговли, а также совместную работу в сфере интеграции рынков товаров и услуг.

Также присоединение Киргизии к Таможенному союзу требует выполнения ряда других условий, таких как участие в общих программ и проектах, создание механизмов для решения споров и разрешения конфликтов, соблюдение прав и обязанностей других членов Таможенного союза.

Итак, для вступления в Таможенный союз Киргизии необходимо выполнить ряд сложных условий, включающих гармонизацию законодательства, соблюдение экономических условий и участие в общих программных мероприятиях. Только в случае успешного выполнения этих условий Киргизия сможет стать полноправным членом Таможенного союза в 2024 году.

История и перспективы

Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган. Этот путь для Таджикистана оказался довольно сложным, и об этом нужно говорить отдельно. Ниже будет глава, посвящённая Таджикистану и его пути в Таможенный союз, какой страна эта пока не осилила. Возможно, в 2017-м и станет его шестым членом.

В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге — ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС. В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз — это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.

Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом — горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны — производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых — алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота. Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *