Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое уточненная налоговая декларация? Особенности оформления и сроки подачи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Когда подавать уточненную декларацию (расчет) обязательно и как избежать штрафа
Случаи, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов) обязан внести изменения в налоговую отчетность, определены ст. 81 НК РФ (п. 1, 6, 7). Все эти основания объединяет одно: если не уточнить отчетные данные, то пострадают интересы казны или интересы налогоплательщика, искаженную отчетность о доходах которого представил налоговый агент. Если ошибка навредила только самому лицу, представившему отчетность, и не привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате, декларант вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет), но не обязан этого делать.
Уточненная налоговая декларация (расчет) (далее – УНД) обычно подвергается полноценной самостоятельной камеральной проверке. Причем, если она представлена в период камеральной проверки предыдущей версии этой же декларации, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе УНД (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Исключения есть в следующих случаях: контроль УНД может осуществляться в рамках проводимой выездной налоговой проверки (если она представлена в период соответствующей выездной проверки) либо в рамках вновь назначаемой выездной (повторной выездной) налоговой проверки, поводом для которой как раз и послужило представление налогоплательщиком УНД (п. 4, пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Более детально с особенностями проверок УНД в различных случаях и в зависимости от момента их представления настоятельно рекомендуем ознакомиться, прочитав раздел 3 Письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
Нас же сейчас занимает следующий вопрос: какая ответственность грозит налогоплательщику, представившему УНД, согласно которой его налоговая обязанность увеличивается и можно ли ее – этой ответственности – избежать? Ответ целиком и полностью зависит от того в какой момент налогоплательщик «пошел сдаваться» и в каком состоянии в это время были его расчеты с бюджетом (п. 2 – 4 ст. 81 НК РФ):
- если УНД представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи УНД; никакие санкции не предусмотрены;
- если УНД представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что УНД была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Учитывая, что речь здесь идет о внесении правок до наступления срока уплаты налога, под ответственностью может подразумеваться только санкция по ст. 120 НК РФ; другие штрафы (по ст. 119, 122 НК РФ) на этой стадии неприменимы;
- если УНД представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
- представление УНД до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что на момент представления УНД имеется положительное сальдо ЕНС в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней;
- представление УНД после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.
Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.
Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.
Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность
При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.
В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.
Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.
Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.
Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.
В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.
Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.
Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.
Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.
Если в налоговом учете обнаружена ошибка…
У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.
Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?
Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).
Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.
Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:
-
невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
-
допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Комментарий к ст. 81 НК РФ
Комментируемая статья регулирует порядок внесения изменений в декларацию.
Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть достоверны и должны полностью отражать реальные, соответствующие действительности, объекты налогообложения, полученные доходы и произведенные расходы, источники доходов, налоговую базу, налоговые льготы и т.д.
Иными словами, налогоплательщик в налоговой декларации может только фиксировать реальные, соответствующие действительности, показатели элементов налогообложения.
В случае наличия в декларации ошибки исправлять ее следует по правилам статьи 81 НК РФ.
Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339.
Например, как следует из письма Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/2-154 и Постановления ФАС Московского округа от 29.07.2011 N КА-А41/7687-11, если при обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена указанная единая (упрощенная) налоговая декларация, налогоплательщиком представлены в налоговый орган за те же налоговые периоды налоговые декларации по соответствующим налогам, то эти налоговые декларации являются уточненными.
На основании полученных уточненных деклараций налоговый орган в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом обязан скорректировать его налоговые обязательства. В случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к доплате, налоговый орган вправе на разницу выставить налогоплательщику требование об уплате налога. В этом случае выставленное налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации требование не является повторным по отношению к первоначально выставленному требованию.
Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2012 N А42-1176/2011.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.01.2013 N А21-3191/2012 указал, что с правом налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2012 N А45-15887/2011 суд отклонил довод налогового органа относительно неисследования вопроса о том, кем были установлены ошибки в ранее представленных декларациях, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения. При этом суд указал на то, что положения статьи 81 НК РФ не устанавливают, кем конкретно должна быть обнаружена ошибка, данной нормой права также не предусмотрено наличие какого-либо аудиторского заключения для представления уточненной налоговой декларации.
Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 N А53-4104/2010, из буквального толкования статьи 81 НК РФ следует, что обязанность представления уточненной налоговой декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений в поданной в налоговый орган налоговой декларации самим налогоплательщиком.
Налоговое законодательство не содержит запрета представления декларации по истечении трех лет по окончании налогового периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такой уточненной декларации, игнорировать сведения, содержащиеся в ней, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, и вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности.
Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.03.2012 N Ф09-1207/12.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
Зачастую, особенно это касается случаев переплаты, граждане обнаруживают недочеты спустя определенное время. Иногда проходят годы. Многие попросту не надеются получить свое. Другие, обнаружившие недоимку, рассчитывают переждать, уповая не срок давности.
Законодательство фактически никак не регулирует данный вопрос. Поэтому сроки подачи УД практически неограниченны. Даже спустя несколько лет вас могут заставить исправить ошибки, возместить «страдания» бюджета.
Однако некие правила по срокам подачи все же существуют. Касаются они, в первую очередь, недочетов, приведших к уменьшению суммы налога.
- При выявлении ошибки, что называется, «по горячим следам» нужно подать УД до того момента, как истечет срок подачи налоговой отчетности. Тогда она считается поданной в тот же день.
- Также речь может идти о подаче УД уже после того момента истечения, когда истечения срок подачи декларации. Тогда нужно смотреть на срок уплаты по конкретному налогу.
- Третий случай – истечение всех вышеперечисленных сроков.
Как подавать уточнённые декларации по определённым видам налогов?
1) НДС
УНД по налогу на добавленную стоимость можно подавать как за текущий, так и за прошлые налоговые периоды. В случае, когда в уточнённой налоговой декларации занижается сумма НДС, подлежащая уплате, налогоплательщику придётся ждать выездную проверку налоговиков. Причём, в процессе такого аудита налоговые инспекторы производят проверку не только переплаченного в бюджет НДС, но и всех других налоговых платежей, перечисляемых предприятием. Что касается камеральной проверки, она проводится каждый раз после предоставления отчётности по налогу на добавленную стоимость.
Форма бланка УНД по НДС может меняться, поэтому следует заполнять только актуальную на момент выявления недостоверной информации форму отчётности. Как и в остальных случаях, доплату недоимки и рассчитанной пени необходимо производить до предоставления уточнёнки в налоговую.
Если же в УНД указана уменьшенная сумма НДС, переплату по нему можно засчитать в счёт следующих платежей, для чего налогоплательщиком подаётся отдельное заявление.
В случае, когда сроки уплаты налога в бюджет не истекли, нет необходимости производить расчёт пени.
2) Подоходный налог
Нередки случаи, когда необходимо скорректировать квартальный отчёт 6-НДФЛ. Допущенная неточность в отчёте может быть обнаружена как непосредственно бухгалтерией предприятия, так и налоговой инспекцией, проводящей камеральную проверку. Так, чтобы скорректировать данные по подоходному налогу, необходимо подать уточнённую декларацию по форме 6-НДФЛ.
Например, ООО «Полис» во время оформления отчёта указала ОКТМО другого района. Данная описка исправляется подачей новой декларации по корректному ОКТМО, а также предоставлением нулевой отчётности по неверно указанному коду. Параллельно с этим, необходимо предоставить в налоговую инспекцию объяснительную, в которой указать причины аннулирования первичной НД.
Порядок заполнения уточнёнки по подоходному доходному налогу прописан в Приказе ФНС № ММВ-7-11/450 от 14 октября 2015 года. Один из основных нюансов – в уточнённой форме декларации нужно проставить специальный номер корректировки «001».
Так, если предприятие/ИП самостоятельно предоставит в налоговую уточняющий отчёт 6-НДФЛ, административный штраф в размере пятисот рублей взыскиваться с него не будет.
3) Налог на прибыль
УНД по налогу на прибыль необходимо подавать только в той ситуации, когда можно по документам определить период искажения информации. Если невозможно установить точный период образования недостоверных данных, уточнять налоговую декларацию не нужно – налоговую базу и величину налога можно скорректировать в текущей налоговой отчётности.
В случае, когда налог на прибыль уплачивается в казну в большем размере, чем это необходимо, предприятие может:
подать УНД (является не обязательством, а правом бизнес-субъекта);
откорректировать обнаруженные неточности в налоговом учете и указать правильные данные в текущей декларации;
не совершать никаких действий, если искажённые сведения играют в отчётности незначительную роль.
Декларация 3-НДФЛ: в каких случаях ее нужно заполнять?
Декларацию 3-НДФЛ должны подавать физлица, которые получили доходы сверх тех, по которым налог уже оплачен налоговым агентом (например, работодателем или заказчиком). Такая обязанность возложена на:
- физлиц, не являющихся ИП (подп. 1 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса);
- ИП и лиц, занимающихся частной практикой (например, адвокатов, нотариусов) (п. 1-2 ст. 227 НК РФ);
- иностранных граждан, работающих по патенту в двух случаях: если общая сумма налога, который нужно уплатить, превышает размер уже уплаченных фиксированных платежей (только для иностранцев, трудящихся у физлица для помощи в личных и домашних делах, в том числе если они покидают Россию до конца налогового периода) либо при аннулировании патента (п. 8 ст. 227.1 НК РФ).
Отметим, что обязанность представлять налоговую декларацию по НДФЛ ИП не ставится в зависимость от факта получения предпринимателем дохода в соответствующем налоговом периоде. При этом ИП не может представить в налоговый орган единую (упрощенную) налоговую декларацию (письмо Минфина России от 30 октября 2015 г. № 03-04-07/62684).
Одновременно в законодательстве прямо определено, когда незарегистрированные в качестве ИП физлица должны подавать декларацию 3-НДФЛ. Эта обязанность возникает, если гражданин получил следующие виды доходов (ст. 228 НК РФ):
- вознаграждение от физлиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- от продажи имущества и имущественных прав;
- от источников, находящихся за пределами России;
- выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями и организаторами азартных игр;
- вознаграждение, выплачиваемое наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения;
- доходов в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций;
- других доходов, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226, п. 14 ст. 226.1 НК РФ.
В налоговых декларациях необходимо указать:
- все полученные в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 229 НК РФ;
- источники выплаты доходов;
- налоговые вычеты;
- суммы налога, удержанные налоговыми агентами;
- суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей;
- суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).
При этом в декларации можно не указывать:
- доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных в п. 60 и п. 66 ст. 217 НК РФ);
- доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Форма
Ознакомьтесь с примером заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (Форма 3-НДФЛ), подготовленным экспертами компании «Гарант»
По общему правилу, перечисленные лица обязаны подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим (а уплатить налог – не позднее 15 июля года, следующего за истекшим (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Вместе с декларацией подаются документы, подтверждающие доходы и расходы налогоплательщика. Это, в частности, справка о доходах и суммах налога физического лица (форма по КНД 1175018) (форма применяется с 1 апреля 2021 г.), которую по требованию обязан выдать работодатель или любая другая организация – источник дохода.
Суммы доходов, вычетов и суммы налога, которые были удержаны налоговым агентом, из справки о доходах и суммах налога физического лица (форма по КНД 1175018) налогоплательщик переносит в декларацию 3-НДФЛ.
С 1 января 2021 года налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного НДФЛ в составе налоговой декларации (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Штраф за неподачу декларации составляет 5% неуплаченной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы (ст. 119 НК РФ). Минимальный размер штрафа – 1 тыс. руб.
В НК РФ предусмотрены обстоятельства, при которых декларацию нужно подать, не дожидаясь окончания года, в котором был получен доход. К ним относятся следующие случаи:
- прекращение деятельности в качестве ИП или частной практики до конца налогового периода (декларация представляется в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности;
- выезд иностранца, доходы от деятельности которого подлежат налогообложению, за пределы России (декларация представляется им не позднее чем за один месяц до выезда) (п. 3 ст. 229 НК РФ).
Уточненная налоговая декларация
НК РФ Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Абз. 3 п. 1 ст. 81 применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.06.2022 (ФЗ от 01.05.2022 N 120-ФЗ).
При представлении налогоплательщиком, в отношении которого не проводится налоговый мониторинг, уточненной налоговой декларации в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, сумма налога, подлежащая уплате на основании такой уточненной налоговой декларации, учитывается налоговым органом в состоянии расчетов указанного налогоплательщика с бюджетной системой Российской Федерации по результатам камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения, установленного статьей 88 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2022 N 120-ФЗ)
2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
С 01.01.2023 в пп. 1 п. 4 ст. 81 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
См. будущую редакцию.
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.
Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.
6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет).
Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества.
При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности.
Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.
Камеральная проверка уточненной декларации: что про нее нужно знать?
Если компания или коммерсант выявят недочеты в представленныx ранее декларациях или расчетах, то отчетность нужно скорректировать. Уточненную декларацию следует представить на том же бланке (в электронном формате), на котором нужно было составить первичную (п. 5 ст. 81 НК РФ). Направить ее в инспекцию можно теми же методами, что и первичную декларацию — в электронном виде или на бумаге.
Камеральную проверку скорректированной деклaрации проводят по аналогичным правилам, что и проверку первичной. Это означаeт, что налоговики в рамках проверки могут проверить «уточненку» в полном объеме, а не только скорректированные данные. В нашей статье мы расскажем о нюансах подачи уточненных форм во время камеральной проверки, а также за ее пределами.
Уточненная декларация 3-НДФЛ: что это и когда ее подавать
Уточненная декларация 3-НДФЛ – это дополнительная декларация налогоплательщика, которая подается в случае, если в первоначальном декларировании были допущены ошибки или не были учтены некоторые доходы.
Если вы являетесь налогоплательщиком УСН и обнаружили ошибки в своей декларации 3-НДФЛ, то вы можете сделать корректирующую декларацию. Если же вы уже сдали декларацию, а затем обнаружили дополнительные доходы, то вам нужно подать уточненную декларацию 3-НДФЛ.
Важно знать: уточненная декларация может быть подана только один раз и только в течение определенного срока, который определяется налоговым кодексом. Если вы не подадите уточненную декларацию, тогда переплаты по налогу не будут вам возвращены, а доплату вам придется сделать.
Зачем подавать уточненную декларацию 3-НДФЛ?
- если вы переплатили налог на доходы физических лиц;
- если вы доплатили недостающую сумму налога на доходы физических лиц;
- если при проверке налоговой инспекцией были обнаружены ошибки и требуются корректировки;
- если вы изменяли свой доходовый портфель в ходе года и хотите уточнить свои налоговые обязательства.
Важно понимать: если вы подадите недостоверную декларацию, то вам грозит ответственность за нарушение налогового законодательства.
Как заполнить «уточненку» по 3-НДФЛ
В декларации по НДФЛ за 2016 г. занижен размер стандартного вычета на детей, а также не заявлен социальный вычет на лечение. Как заполнить уточненную декларацию по НДФЛ? Какие документы необходимо представить для возврата излишне уплаченного НДФЛ? Ответы на все эти вопросы дало УФНМ по г. Москве в письме № 20-14/092496@ от 20.06.2017.
Налоговики разъяснили, какими документами можно подтвердить право на стандартный налоговый вычет. Это в частности, могут быть копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта, документ об усыновлении (удочерении) ребенка, справка об инвалидности ребенка, акт о назначении опекуна или попечителя, справка образовательного учреждения о дневной форме обучения, справки жилищно-коммунальной службы о совместном проживании ребенка с родителем (родителями) и другие.
Для получения соцвычета на лечение налогоплательщиком представляются следующие документы:
— договор на лечение с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения) (копия);
— справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ (оригинал);
— документы, подтверждающие оплату медикаментов (копия);
— свидетельство о браке, если налогоплательщиком оплачены услуги по лечению своего супруга (супруги), свидетельство о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены услуги по лечению своего родителя (родителей), свидетельство о рождении ребенка налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены услуги по лечению своего ребенка в возрасте до 18 лет (копия).
А как заполнить 3-НДФЛ? Все налогоплательщики заполняют титульный лист и разделы 1, 2. При заполнении 3-НДФЛ за 2016 год Листы А, Б, В, Г, Д1, Д2, E1, Е2, Ж, З, И заполняются по необходимости. Суммы стандартных и социальных налоговых вычетов отражаются в соответствующих строках Листа Е1.
При заполнении показателя «Номер корректировки» в первичной декларации за налоговый период проставляется «0», в уточненной налоговой декларации в реквизите «Номер корректировки» указывается «1» (если это первая уточненная декларация).
Поскольку целью представления уточненной налоговой декларации является внесение изменений в исходную (первичную) декларацию, уточненная декларация заполняется аналогично ранее представленной (ошибочной) с отражением в ней необходимых уточненных данных.
АКЦИЯ НЕДЕЛИ !
На «Клерке» заканчивается набор в группу повышения квалификации по теме «Управленческий учет: от нуля до внедрения». Занятия вот-вот начнутся — 15 декабря.
Зачем нужна уточненка по НДС
Подача в ИФНС уточненной или корректирующей декларации по НДС позволяет налогоплательщику исправить ошибки, допущенные в ранее сданном варианте этого документа. При выявлении занижения начисленной суммы налога сдача уточненной декларации по НДС обязательна (п. 1 ст. 81 НК РФ). Корректировку декларации по НДС. в которой сумма налога была завышена, законодательство делать не обязывает, но налогоплательщик в ней заинтересован сам.
У налоговой инспекции при проведении камеральной проверки, инициированной по причине подачи уточненной декларации по НДС. уменьшающей сумму налога к уплате, есть право затребовать от налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения (или расчет) должны содержать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС. при этом налогоплательщик должен их предоставить в течение 5 дней после получения такого запроса.
Если корректировочная декларация по НДС подается спустя 2 года после завершения отчетного периода с целью внесений исправлений, то в соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговая может затребовать у налогоплательщика не только пояснения по уточненной декларации НДС. но и первичные документы и аналитические регистры.
Подробнее об аналитических регистрах читайте в статье«Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике» .
Подача уточненной декларации по НДС. как правило, влечет за собой истребование пояснений. С 2017 года такие пояснения ИФНС принимает только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Поэтому установленный электронный формат такого представления может служить также и образцом для пояснения к уточненной декларации по НДС. составленного в добровольном порядке и поданного по инициативе налогоплательщика одновременно с уточненной декларацией.
О том, к каким последствиям может привести подача пояснений не в электронном виде, читайте в материале«Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».
Корректировка декларации 3-НДФЛ
/ / / 25.04.2017, Сашка Букашка Граждане декларируют свои доходы, как правило, . Достаточно часто возникает ситуация, когда в обнаруживаются ошибки или неточности. Например, указаны не все затраты, которые можно учесть , или неправильно указана сумма полученного дохода.
Эта статья рассказывает о том, как можно исправить неправильно , а также ответим на вопрос: номер корректировки в 3-НДФЛ – что это, и зачем он нужен?
Если из-за ошибки в отчетности сумма уплаченного налога оказалась неверной – вы обязаны подать скорректированные данные, даже если инспекторы не обнаружили неточность.
Номер корректировки в декларации 3 НДФЛ ставится в соответствующее поле для того, чтобы при проверке было понятно, какой отчетный документ за данный календарный год содержит последние данные. Если отчетность заполняется в первый раз, тогда в поле для номера корректировки проставляется 000.
После обнаружения ошибки, отчетность оформляется повторно, а в поле номера корректировки нужно будет поставить цифру 001.
Это интересно: Как открыть декларацию 3 НДФЛ в xml 2020 год
В последующей версии – цифру 002 и так далее. После подачи документы проверяются сотрудниками инспекции.
Узнать о результатах проверки и подтверждении положенных вычетов можно через на официальном сайте ФНС, либо обратившись в отделение инспекции по месту регистрации. Документы по теме:
Представление уточнённой декларации по УСН в 2022 году
Согласно при представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
В соответствии со для налоговой декларации по УСН определены сроки представления в налоговые органы:
Налогоплательщик | Срок предоставления декларации |
Организация | До 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом |
Индивидуальный предприниматель | До 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |