Возврат НДС при лизинге автомобиля для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат НДС при лизинге автомобиля для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Речь идет о совершенно стандартной для плательщика НДС процедуре — принятии исходящего налога (который фактически уплачивается в составе лизингового платежа) к вычету при исчислении платежа в бюджет исходя из величины входящего НДС (по выручке от контрагентов в рамках налогооблагаемых операций).

Сначала немного теории

Возвратный лизинг для юрлиц следует отличать от псевдолизинга, «возвратного лизинга» собственных машин граждан, которое с недавних пор зазвучало в СМИ. Фактически это кредит под залог автомобиля, но прикрытый «договором лизинга» для обхода законов кредитования потребителей и обмана доверчивых граждан (физических лиц), чтобы кредитовать их под залог их имущества на кабальных условиях. С этим явлением боролись правоохранительные органы, а настоящие лизинговые компании объясняли, что подобные действия некоторых компаний, близких к микрофинансированию, не являются истинным лизингом.

А лизинг для юридических лиц и зарегистрированных предпринимателей существует много и работает много лет. Легальный возвратный лизинг — этот способ для компаний превратить основные средства в источник нового капитала, долгосрочного финансирования.

Сегодня возвратный лизинг — один из немногих доступных бизнесу, в частности малому, способов получить финансирование без увеличения кредиторской задолженности. Юридическое лицо, которое располагает ликвидным активом, продает его лизинговой компании часто по регистрируемому договору купли-продажи, а затем заключает с компанией договор лизинга на этот актив и продолжает им пользоваться уже как лизингополучатель.

Например, предприниматель Иванов столкнулся с нехваткой оборотных и долгосрочных средств на деятельность своего ООО «Звезда», обратившись в несколько банков за кредитом, он получил отказ, а его автотранспорт не принимают в залог по рыночной цене. Предприниматель решает продать служебный автомобиль Volvo XC60 по рыночной цене, но желает продолжать им пользоваться. Поэтому он продает его на не безвозвратно, а лизинговой компании по актуальной рыночной цене — 5 млн рублей. Право собственности на Volvo переходит временно (до выплаты всех фиксированных лизинговых платежей) к лизинговой компании.

Затем ООО «Звезда» заключает договор лизинга на этот автомобиль и продолжает пользоваться Volvo. При этом ежемесячно компания будет вносить лизинговые платежи за использование автомобиля. Безусловно, в выплаты включено вознаграждение лизингодателя, ведущее к «удорожанию» техники за два-три года лизинга, в нашем случае оно составит от 9.72% в год.

Но при этом Иванов сможет воспользоваться главным преимуществом лизинга — долгосрочным финансированием, получить зачет НДС и перераспределение во времени налога на прибыль. Когда он выплатит все платежи (в том числе выкупной) по договору лизинга, автомобиль вернется в его собственность.

Учет НДС при лизинге у лизингополучателя

НДС исчисляется и отражается в счете-фактуре с каждого платежа. Регулярные лизинговые платежи учитываются в расходах, а дата их регистрации должна соответствовать периодам, указанным в договоре. Минфин в письме от 23.12.2016 № 03-03-06/1/77533 ссылается на п.1 ст. 272 НК РФ напоминая, что «расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок».

Выкупная стоимость, включая НДС, учитывается только, когда окончится срок действия договора и право собственности на актив перейдет к вашей компании (п. 1 ст. 254; п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • если выкупная стоимость меньше или равна 100 тысяч рублей, ее учитывают единовременно как материальные расходы;
  • если за выкуп имущества заплатили больше 100 тысяч рублей, расходы проводят как затраты на приобретение объекта основных средств.

Доказательства налогового органа.

В ходе контрольных мероприятий инспекция установила, что не прошло и месяца с даты заключения договоров лизинга, как налогоплательщик сдал лизинговое имущество в аренду. На первый взгляд ничего незаконного в действиях общества нет. Но! Между арендатором и арендодателем прослеживаются явные признаки аффилированности.

К сведению:

Под аффилированными понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Дело в том, что учредителем организации-арендатора являлась супруга руководителя и участника общества-арендодателя (он же лизингополучатель). Почтовый адрес последнего совпадал с адресом регистрации арендатора. Идентичны были и контактные телефоны сторон договора аренды. Кроме того, размер арендной платы не покрывал расходы общества на уплату лизинговых платежей. Так, сумма ежемесячных арендных платежей составляла 35,4 тыс. руб., а лизинговых – 93,7 тыс. руб. То есть лизинговые платежи, уплачиваемые обществом за спорное имущество, более чем в два раза превышали получаемую от аффилированного лица плату за аренду этого имущества.

Кроме признаков аффилированности налоговый орган установил еще много интересных фактов. Арендатор спецтехники представлял собой реально действующую хозяйственную организацию, которая использовала ее в деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг по перевозке сжиженного газа. При этом компания применяла спецрежим – УСНО и поэтому не являлась плательщиком НДС. Как следствие, у нее отсутствовала возможность предъявления НДС к вычету (возмещению), если бы она была стороной договора лизинга.

В свою очередь, лизингополучатель (он же арендодатель) с момента своего создания вступал в хозяйственные взаимоотношения только с лизингодателем и арендатором спорного имущества, то есть, по сути, иной хозяйственной деятельности никогда не вел и доходов не получал. У него нет собственных трудовых и материальных ресурсов (кроме сданных в аренду транспортных средств). Также отсутствовали основные и оборотные средства, иное имущество, которое может быть использовано для ведения реальной предпринимательской деятельности. Другими словами, в ходе камеральной проверки инспекторы установили: общество не имеет необходимых условий для ведения самостоятельной экономической деятельности.

Поскольку арендных платежей не хватало для осуществления расчетов по договорам лизинга, налогоплательщик брал деньги взаймы у трех организаций. Арендатор транспортных средств, разумеется, был в их числе. За счет его средств была погашена преимущественная часть лизинговых платежей. При этом договоры займа уплату процентов не предусматривали. К тому же возвращать привлеченные средства налогоплательщику было нечем – иных доходов, кроме арендных платежей в скромной сумме, он не получал.

Читайте также:  Пособия для малоимущих семей в 2024 в Московской области

С учетом перечисленных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу: фактически бремя по уплате лизинговых платежей нес арендатор спецтехники, использующий ее в своей хозяйственной деятельности. Ведь их основным источником являлись поступившие от данного лица арендные платежи и беспроцентные займы, которые реально вернуть в установленный срок не представлялось возможным. Получается, что установленные проверкой факты в совокупности раскрывают мотив совершения лизинговой сделки через взаимозависимое лицо – возмещение НДС из бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Согласились ли с проверяющими судьи?

Арбитры отметили, что по смыслу положений ст. 169, 171, 172 НК РФ право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением (то есть злоупотребляющий им), не может рассчитывать на такую же судебную защиту, как добросовестный плательщик НДС.

При этом налоговое законодательство не применяет понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В силу принципа свободы ведения бизнеса (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет его самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать его эффективность и целесообразность. Налоговые и судебные органы в этот процесс вмешиваться не могут.

Особенностей обложения НДС для лизингодателей и лизингополучателей нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Соответственно, налогообложение и применение налоговых вычетов производятся в общем порядке. Кроме того, по закону право налогоплательщика на предъявление к вычету сумм НДС, уплаченных лизингодателю в составе лизинговых платежей на основании договора лизинга (в том числе и возвратного), не поставлено в зависимость от экономических результатов лизинговой сделки.

Более того, судьи (в отличие от налоговиков) не увидели в действиях налогоплательщика и его контрагентов отсутствия разумной деловой цели и реальных хозяйственных операций. Законодательной основой лизинга, представляющего собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга, являются ГК РФ и Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

Возможность применения возвратного лизинга, по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве его продавца, прямо предусмотрена ст. 4 названного закона и имеет разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон сделки, не влекущие необоснованной налоговой экономии.

По мнению общества, его действия по приобретению транспортных средств с последующей их продажей и получению на условиях возвратного лизинга были обусловлены выгодными экономическими причинами. Так, спорная сделка дала возможность обществу, как продавцу предмета сублизинга, единовременно погасить кредиторскую задолженность перед его учредителем (он же сублизингодатель), постепенно выплачивать сублизинговые платежи в качестве сублизингополучателя в течение трех лет. Это позволило:

  • отказаться от получения банковских кредитов с уплатой соответствующих процентов;
  • сохранить штатную численность сотрудников и объемы перевозок;
  • сэкономить на добровольном страховании транспортных средств и уплате транспортного налога (по условиям договора сублизинга данные обязанности возлагались на лизингодателя).

Фактическое нахождение транспортных средств у общества (с момента их первоначального приобретения до получения в сублизинг), по мнению суда, также не свидетельствует о формальном характере договорных отношений. Ведь необходимость использования спорного имущества в хозяйственной деятельности имелась именно у налогоплательщика, а не у его учредителя. Последний и не рассчитывал эксплуатировать автомобили для извлечения дохода. Так что никакой согласованности действий указанных лиц (пусть и взаимозависимых), направленных на создание схемы и получение необоснованной налоговой выгоды, суды не выявили.

Кроме того, общество полностью расплатилось с учредителем по договору сублизинга. Спорные суммы НДС, предъявленные налогоплательщику сублизингодателем в составе лизинговых платежей, включены последним в книгу продаж и учтены в налоговой декларации за I квартал 2015 года.

Услуги адвоката по уголовным делам

Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.

Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.

Что понимать под возвратом НДС

Другой вопрос — что понимать под возвратом НДС (в тех случаях, когда он при лизинге автомобиля все же начисляется).

Здесь возможны следующие варианты:

  1. Обычный вычет по НДС.
    Самой очевидной трактовкой понятия «возврат НДС» можно считать принятие суммы налога, включенного в стоимость лизинговых платежей (либо импортного НДС, исчисленного на основе стоимости контракта в целом), к вычету — как исходящего НДС. Лизингополучатель имеет полное право включить НДС, отраженный в лизинговых платежах, в вычет на общих основаниях.
  2. Возмещение НДС при лизинге машины.
    Данный способ возврата налога может быть следствием применения первого. Если окажется, что входящие суммы НДС лизингополучателя по итогам квартала будут меньше исходящих (включающие лизинговый НДС либо представленные только им), то разницу можно вернуть из бюджета.
  3. Возврат НДС при лизинге в случае отказа сторон от совершения сделки и последующей реституции (например, если автомобиль оказался ненадлежащего качества и завод принял его обратно).
    Здесь могут наблюдаться:
    • принятие НДС, исчисленного с лизинговых платежей, к вычету лизингодателем;
    • восстановление НДС, принятого к вычету, на стороне лизингополучателя.
  4. Возврат НДС при аннулировании сделки (признании ее недействительной).

Здесь можно говорить о тех же самых транзакциях, что указаны в предыдущем пункте, но по другому основанию (и в другие сроки). Несмотря на схожесть обоих юридических механизмов, налоговые последствия применения каждого из них будут существенно различаться.

Возврат НДС при отказе от сделки

В случае если стороны лизингового соглашения решили расторгнуть сделку (и произвели реституцию — необходимые действия по возврату денежных средств и обратной доставке объекта лизинга исходному владельцу, чтобы ни у кого не было убытков), то лизингодатель получает право уменьшить исчисленный НДС на сумму налога по фактически принятым лизинговым платежам (п. 5 ст. 171 НК РФ).

При этом сторонам сделки необходимо осуществить ряд действий по отражению факта расторжения договора в учете — в течение года (п. 4 ст. 172 НК РФ). Важнейшая роль в данных правоотношениях может быть отведена лизингополучателю. Дело в том, что в случае если к моменту расторжения сделки лизингополучатель поставил автомобиль на учет, он должен выставить лизингодателю счет-фактуру на стоимость лизинговых платежей и внести ее реквизиты в собственную книгу продаж (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-07-11/5176). Именно на основании данного счета-фактуры лизингодатель получит вычет по п. 5 ст. 172 НК РФ, а лизингополучатель восстановит НДС.

Читайте также:  Что будет с МВД в 2024 году

А если лизингополучатель машину на учет еще не поставил, то «мяч» будет на стороне лизингодателя, которому необходимо выписать контрагенту корректировочный счет-фактуру. На основании него второй восстановит НДС, а первый — примет его к вычету (письмо Минфина РФ от 10.08.2012 № 03-07-11/280).

Добровольный отказ сторон от сделки — сценарий, который следует принципиально разграничивать со сценарием, при котором сделка признается недействительной (как вариант, в судебном порядке).

Второй сценарий – дивиденды. Вы выплачиваете себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли предприятия. Здесь вы платите налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%). В результате, как видно из сравнительной таблицы, результат стал немного лучше по сравнению с вариантом начисления себе заработной платы – издержки составляют «всего» 41%.

Также стоит учесть, что в большинстве случаев в уставе организации прописывается определенная периодичность выплаты дивидендов, чаще всего – раз в квартал или раз в год. Поэтому вы не всегда сможете немедленно перечислить себе требуемую на покупку авто сумму – придется ждать.

Плюсы:

  • Вы выигрываете 5% по сравнению с вариантом покупки авто на зарплату
  • Нет НДФЛ, так как НДФЛ не взимается с полученных физлицом дивидендов
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто
  • Средства на покупку авто доступны в зависимости от периодичности выплат дивидендов

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше, но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

Авто для юрлиц – общий обзор, особенности

Покупка автомобиля в лизинг – это финансовая аренда, в которой участвует три лица – покупатель, лизингодатель и поставщик авто. Лизингодатель – это особенное лицо в данной аренде, выкупающее авто у поставщика для покупателя. Покупатель, в свою очередь, расплачивается за приобретение. Лизингодатель зарабатывает на арендной плате с заемщика (покупателя), покрывая процентами расходы на приобретение автотранспорта.

В большинстве случаев договор лизинга оформляют фирмы и предприятия для покупки автомобилей, спецтехники и ее комплектующих. В отличие от кредита, здесь отсутствуют переплаты.

Особенности лизинга для юридического лица:

  • вопросами подбора и поставки автомобиля непосредственно занимается лизинговая компания;
  • платежи по лизингу составляются из расходов на НДС, выплат пенсионному фонду, страховых выплат;
  • приобретенное имущество находится на балансе юридического лица, из-за чего не нужно выплачивать налог на имущество;
  • ускорение амортизации, что означает уменьшение остаточной стоимости на транспортное средство, когда сумма переходит на баланс лизингополучателя полностью, налоговые вычеты уменьшатся.

Пошаговая инструкция, как сделать возврат
Для компенсации НДС необходимо подготовить определенный пакет документов и обратиться в орган ФНС по месту регистрации компании в качестве плательщика налогов.

Если автомобиль оформлен на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, грамотно оформлен и поставлен на учет, а также используется непосредственно в предпринимательской деятельности (о чем есть, соответственно, подтверждающие документы: топливные чеки, счет-фактуры, путевые листы или договора сдачи в наем и т.п.), то тогда возврат НДС вполне даже реален. Честное слово! Правда, вдаваться в тонкости процесса, я опять же не буду, потому что каждый случай по-своему уникален и достаточно сложен, это уже бухгалтерская работа.

Доказательства налогового органа.

В ходе контрольных мероприятий инспекция установила, что не прошло и месяца с даты заключения договоров лизинга, как налогоплательщик сдал лизинговое имущество в аренду. На первый взгляд ничего незаконного в действиях общества нет. Но! Между арендатором и арендодателем прослеживаются явные признаки аффилированности.

К сведению:

Под аффилированными понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Дело в том, что учредителем организации-арендатора являлась супруга руководителя и участника общества-арендодателя (он же лизингополучатель). Почтовый адрес последнего совпадал с адресом регистрации арендатора. Идентичны были и контактные телефоны сторон договора аренды. Кроме того, размер арендной платы не покрывал расходы общества на уплату лизинговых платежей. Так, сумма ежемесячных арендных платежей составляла 35,4 тыс. руб., а лизинговых – 93,7 тыс. руб. То есть лизинговые платежи, уплачиваемые обществом за спорное имущество, более чем в два раза превышали получаемую от аффилированного лица плату за аренду этого имущества.

Кроме признаков аффилированности налоговый орган установил еще много интересных фактов. Арендатор спецтехники представлял собой реально действующую хозяйственную организацию, которая использовала ее в деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг по перевозке сжиженного газа. При этом компания применяла спецрежим – УСНО и поэтому не являлась плательщиком НДС. Как следствие, у нее отсутствовала возможность предъявления НДС к вычету (возмещению), если бы она была стороной договора лизинга.

В свою очередь, лизингополучатель (он же арендодатель) с момента своего создания вступал в хозяйственные взаимоотношения только с лизингодателем и арендатором спорного имущества, то есть, по сути, иной хозяйственной деятельности никогда не вел и доходов не получал. У него нет собственных трудовых и материальных ресурсов (кроме сданных в аренду транспортных средств). Также отсутствовали основные и оборотные средства, иное имущество, которое может быть использовано для ведения реальной предпринимательской деятельности. Другими словами, в ходе камеральной проверки инспекторы установили: общество не имеет необходимых условий для ведения самостоятельной экономической деятельности.

Поскольку арендных платежей не хватало для осуществления расчетов по договорам лизинга, налогоплательщик брал деньги взаймы у трех организаций. Арендатор транспортных средств, разумеется, был в их числе. За счет его средств была погашена преимущественная часть лизинговых платежей. При этом договоры займа уплату процентов не предусматривали. К тому же возвращать привлеченные средства налогоплательщику было нечем – иных доходов, кроме арендных платежей в скромной сумме, он не получал.

С учетом перечисленных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу: фактически бремя по уплате лизинговых платежей нес арендатор спецтехники, использующий ее в своей хозяйственной деятельности. Ведь их основным источником являлись поступившие от данного лица арендные платежи и беспроцентные займы, которые реально вернуть в установленный срок не представлялось возможным. Получается, что установленные проверкой факты в совокупности раскрывают мотив совершения лизинговой сделки через взаимозависимое лицо – возмещение НДС из бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Согласились ли с проверяющими судьи?

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Читайте также:  Изменение конструкции транспортного средства 2024 фаркоп

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера, вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Что понимать под возвратом НДС?

Другой вопрос — что понимать под возвратом НДС (в тех случаях, когда он при лизинге автомобиля все же начисляется). Здесь возможны следующие варианты:

  1. Обычный вычет по НДС.

Самой очевидной трактовкой понятия «возврат НДС» можно считать принятие суммы налога, включенного в стоимость лизинговых платежей (либо импортного НДС, исчисленного на основе стоимости контракта в целом), к вычету — как исходящего НДС. Лизингополучатель имеет полное право включить НДС, отраженный в лизинговых платежах, в вычет на общих основаниях.

  1. Возмещение НДС при лизинге машины.

Данный способ возврата налога может быть следствием применения первого. Если окажется, что входящие суммы НДС лизингополучателя по итогам квартала будут меньше исходящих (включающие лизинговый НДС либо представленные только им), то разницу можно вернуть из бюджета.

  1. Возврат НДС при лизинге в случае отказа сторон от совершения сделки и последующей реституции (например, если автомобиль оказался ненадлежащего качества и завод принял его обратно).

Здесь могут наблюдаться:

  • принятие НДС, исчисленного с лизинговых платежей, к вычету лизингодателем;
  • восстановление НДС, принятого к вычету, на стороне лизингополучателя.
  1. Возврат НДС при аннулировании сделки (признании ее недействительной).

Здесь можно говорить о тех же самых транзакциях, что указаны в предыдущем пункте, но по другому основанию (и в другие сроки). Несмотря на схожесть обоих юридических механизмов, налоговые последствия применения каждого из них будут существенно различаться.

Возврат НДС при отказе от сделки

В случае если стороны лизингового соглашения решили расторгнуть сделку (и произвели реституцию — необходимые действия по возврату денежных средств и обратной доставке объекта лизинга исходному владельцу, чтобы ни у кого не было убытков), то лизингодатель получает право уменьшить исчисленный НДС на сумму налога по фактически принятым лизинговым платежам (п. 5 ст. 171 НК РФ).

При этом сторонам сделки необходимо осуществить ряд действий по отражению факта расторжения договора в учете — в течение года (п. 4 ст. 172 НК РФ). При этом важнейшая роль в данных правоотношениях может быть отведена лизингополучателю. Дело в том, что в случае если к моменту расторжения сделки лизингополучатель поставил автомобиль на учет, он должен выставить лизингодателю счет-фактуру на стоимость лизинговых платежей и внести ее реквизиты в собственную книгу продаж (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-07-11/5176). Именно на основании данного счета-фактуры лизингодатель получает вычет по п. 5 ст. 172 НК РФ, а лизингополучатель восстановит НДС.

Добровольный отказ сторон от сделки — сценарий, который следует принципиально разграничивать со сценарием, при котором сделка признается недействительной (как вариант, в судебном порядке).

Облагается ли лизинг НДС

В сфере лизинга основные вопросы, связанные с НДС, возникают при совершении лизинговых операций. В классическом понятии лизинга дело обстоит следующим образом: возврат/перезачет изначально уплаченного НДС возможен при изменении или расторжении договора лизинга, а также при отказе от возмещения стоимости лизингового имущества по истечении срока договора. В этих случаях ставка НДС на лизинге составляет 20%.

Тонкое понятие облагается ли лизинг НДС сторонами после при аннулировании лизинговой сделки – вопрос неоднозначный. Возможен возврат НДС после такого аннулирования, однако это требует детального изучения прав и обязательств сторон.

В случае облагается ли лизинг НДС по истечении срока долгосрочной аренды или выкупа лизингового имущества, ставка НДС также составляет 20%.

Возврат НДС при аннулировании сделки

В рамках лизинговых договоров возможны различные ситуации, при которых может потребоваться аннулирование сделки и возврат или перезачет НДС. Например, при отказе от лизинга или изменении условий договора.

Возврат или перезачет НДС возможен после аннулирования сделки в случае отказа сторон от исполнения договора. В тонком вопросе возврата НДС при аннулировании лизинговых сделок важно понимать, как облагается налогом стоимость лизинговых платежей.

В основном, лизинговые сделки облагаются НДС на общих основаниях, с учетом ставки налога. В случае аннулирования договора лизинга и отказа от лизинговых платежей, возможен возврат НДС в соответствии с правилами налогообложения.

Классический вариант – возврат НДС при аннулировании сделки осуществляется путем возмещения его стоимости тем, кто уплатил налог. В таком случае, необходимо учесть все особенности учета НДС при совершении лизинговых сделок.

При изменении условий договора лизинга также могут возникнуть ситуации, требующие возврата или перезачета НДС. В случае, если сумма лизинговых платежей уменьшается, возможно получение возврата НДС, соответствующего этому уменьшению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *